амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Алексей Давидович Мачавариани

Советский балет все более становится искусством глубоких мыслей, больших сильных чувств, жизненно правдивых образов. Незабываемым событием явилась постановка балета «Отелло» А. Мачавариани.

Нам уже приходилось упоминать имя Алексея Давидовича Мачавариани (род. в 1913 году), большого мастера, тонкого музыканта. Он воспитанник Тбилисской консерватории (окончил в 1936 году), где занимался у С. Бархударяна и П. Рязанова.

Как часто, говоря о том или ином композиторе, нам приходилось отмечать: работал в таком-то театре. Театр в большой мере способствовал творческому развитию ряда советских композиторов. А. Мачавариани в этом смысле не составляет исключения. Он писал музыку для Тбилисского театра музыкальной комедии. Одновременно сочинял вокальные, фортепианные, симфонические произведения.

А. Мачавариани – композитор-симфонист. Он обращался к жанру программной симфонической поэмы. Назовем его поэму «Мумли мухаса» («Дуб и мошкара»), связанную с грузинской патриотической песней. Эго произведение сочинено в 1939 году. Позже появляются концерты – фортепианный и скрипичный; симфония, оратория «День моей родины».

Так же, как и многих других грузинских композиторов, А. Мачавариани привлекали народно-эпические образы. Показательна в этом смысле оратория «День моей родины». Это серия музыкальных картин; сюжетная драматургия здесь отсутствует. Картины народной жизни, созданные композитором, радуют свежестью музыкальных красок, национальной характерностью. После начального хора «День встает» звучит пионерская песня (ее исполняют дети); далее композитор рисует трудовую жизнь колхозной деревни (третья, четвертая и пятая части). Шестая часть посвящена памяти героев, павших в боях за Советскую родину. Две последние части говорят о труде, о мире, о родине.

В оратории много очень хорошей музыки. А. Мачавариани пользуется разнообразными формами и приемами инструментально-хорового жанра вплоть до сложной четырехголосной фуги (последняя часть). Однако композиция цикла не свободна от драматургической рыхлости.

В своем творчестве А. Мачавариани тяготеет не только к эпосу, но и к образам лирико-драматическим, раскрывающим внутреннюю жизнь человека. В этом отношении интересны его концерты. Наряду с концертами А. Баланчивадзе, О. Тактакишвили они получили широкое признание в зарубежных странах. Особенно удался композитору скрипичный концерт. Он подкупает мелодической выразительностью. Необычайно певуча в концерте вторая (медленная) часть. Темы произведения песенны по своей природе. Композитор воспользовался оборотами народных песен – «Царь Вахтанг», «Эрио» и других. Одна из тем первой части близка к мелодии известного романса Мачавариани «Синий цвет».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама