Армянская оперная музыка

В 1930-х года Армении выдвинулся крупный композитор А. Степанян (род. в 1897 году), автор ряда опер, симфонических и камерных произведений. Его опера «Лусабацин» («На заре», 1938) привлекла внимание широкой общественности. В опере отображено восстание армянских рабочих против дашнаков за Армянскую Советскую республику.

«Тема оперы «Лусабацин» взята из периода майского народного восстания в Армении, периода кровавого дашнакского разгула контрреволюции, – писал автор. – Майское восстание было направлено против дикой оргии дашнакских сатрапов, огнем и мечом навязывающих армянскому народу волю армянских и иностранных капиталистов… Это восстание было первой попыткой ликвидации власти поработителей. В упорной борьбе за освобождение трудящихся масс лучшие силы страны подняли под руководством большевистской партии знамя восстания против узурпаторов, повели народ к желанной цели. Восстание 1920 года  – одна из замечательнейших страниц в истории революционной борьбы трудящихся Армении».

Опера А. Степаняна национальна, самобытна. Композитор в известной мере продолжил традиции, связанные с хорами Комитаса, оперой «Ануш» А. Тиграняна. Творчески претворен крестьянский мелос Армении. В то же время «Лусабацин» отразил общие тенденции советского оперного творчества тех лет. Укажем на стремление Степаняна создать народную музыкальную драму, подчеркнуть особо важную роль народной массы. Примечательны в этом отношении, например, лирический хор-ноктюрн («Луна взошла»), очень поэтичный, отличающийся тонкостью полифонического изложения, революционная песня «В бой последний». Кстати, о песне. Большое драматургическое значение песенною жанра в опере «Лусабацин» опять-таки отражает общие процессы развития советского оперного искусства. Важно подчеркнуть, что Степанян ввел в свою оперу мир интонаций, рожденных революционной песенностью, советской массовой песнью.

Композитору удался образ коммуниста рабочего Грикора. А мы знаем, как часто терпели поражение другие композиторы (в том числе и крупные) в попытках воплотить на оперной сцене образы партийных руководителей.

Сильное впечатление производили на слушателей драматические сцены оперы. Вот как описывает армянский музыковед Г. Тигранов сцену из второго акта: «Бесчинствуя, маузеристы ворвались в жилище старика Симона, требуя предоставить им место для кутежа. Силой приведены сюда девушки из деревни, которых пьяные маузеристы оскорбляют и заставляют плясать. Принуждают они плясать и хозяина дома Симона. Танец старика полон страдания, чувства оскорбленного достоинства, гнева и протеста. Он… наполняет страхом маузеристов. Танец Симона  – один из ярких примеров драматизации, симфонизации танцевальной музыки в опере. Маузерист Оксен убивает старика. Дочь Симона бросается на убийцу и закалывает его. Подоспевшие товарищи спасают Аревик от расправы маузеристов. Кутеж прервА. Дом пустеет. Соня рыдает над трупом мужа. Вся эта сцена приобретает большую обличающую силу. Опера А. Степаняна «Лусабацин» имела заслуженный успех на декаде армянского искусства в Москве. Роль ее в истории музыки Советской Армении велика и почетна.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189