Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) (1884–1949)

К военному периоду относится ряд наиболее содержательных и глубоких работ Б. Асафьева.

Борис Владимирович Асафьев – первый советский музыкант, удостоенный звания действительного члена Академии наук СССР,– был замечательным деятелем музыкальной науки, пытливым исследователем-аналитиком; вместе с тем он – талантливый и острый критик, неотрывно связанный с музыкальной современностью, жадно ищущий в ней новых художественных ценностей.

Б. Асафьеву довелось пройти через серьезные идейно-художественные заблуждения, которые временами приводили его в лагерь модернизма. Но, непрестанно работая над собой, он преодолевал воздействие порочных, идеалистических теорий, модернистских течений.

«Я родился в Петербурге… в семье мелкого чиновника (отец из деклассированных дворян, мать из крестьян),– рассказывает Б. Асафьев в автобиографическом очерке «Мой путь». – Способности к музыке (абсолютный слух, память, импровизация) обнаружились в детстве очень рано, но систематические занятия долго не налаживались, и первоначальные знания по музыке и опыт добывались большей частью авто-дидактическим путем. Кроме того, нужда и необходимость с 12 лет заработка весьма препятствовали правильным занятиям. В 1904 году знакомство с В. В. Стасовым и Н. А. Римским-Корсаковым послужило толчком к решающему сдвигу в моей музыкальной деятельности. Стасов включил меня в круг своих всесторонних идейных интересов и впечатлений (встречи и знакомство с Горьким, Репиным, Глазуновым, Лядовым и другими), а Римский-Корсаков, по испытании моих композиторских данных, определил меня стипендиатом в Петербургскую консерваторию».

Общение с замечательными представителями передового русского искусства тех лет укрепило неугасимую любовь Б. Асафьева к русской музыке. Стасов воспитал в юном музыканте глубокое понимание Глинки и Мусоргского. Глинка, Мусоргский и Чайковский – вот три имени, с которыми впоследствии была особенно тесно связана научно-исследовательская деятельность Б. Асафьева.

Окончив консерваторию в 1910 году, Б. Асафьев начинает работать концертмейстером балета Мариинского театра. Здесь он всесторонне знакомится с оперным и балетным искусством, с мастерством крупнейших оперных и балетных артистов. Это сыграло огромную роль в дальнейшей деятельности Б. Асафьева– композитора и музыковеда.

С 1914 года Б. Асафьев систематически выступает «ак музыкальный критик. Он печатается в журналах «Музыка», «Музыкальный современник», «Мелос», подписывая статьи псевдонимом Игорь Глебов. Под этим именем были впоследствии опубликованы многие труды Б. Асафьева.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189