Балет «Гаянэ»

Балет «Гаянэ» рисует трудовую жизнь Армении. Его музыка по своему эмоциональному строю близка довоенному творчеству Хачатуряна. Обилие увлекательных мелодий, живых, прихотливых ритмов, колоритность гармонии и оркестровки, национальное своеобразие–все это определило успех балета. Автор сделал из него три оркестровые сюиты, быстро ставшие репертуарными. Часто исполняются отдельные номера; некоторые фрагменты известны также в переложениях.

К сожалению, драматургия «Гаянэ» не является сильной стороной произведения. Не случайно его сценарий неоднократно переделывался. Последний вариант либретто (постановка Большого театра), к сожалению, нельзя признать удовлетворительным.

Вторая симфония во многом существенно отличается от произведений, написанных Хачатуряном в довоенные годы. Она насыщена духом военного времени. Музыка Хачатуряна наполняется напряженным драматизмом, трагедийностью. Более сложным становится ее психологическое содержание. Композитор расширяет круг выразительных средств. Теперь он стремится не столько к красочности, колоритности звучания, сколько к большой внутренней выразительной силе.

«Зерно» симфонии – тема колокола. Она пронизывает всю первую часть. Это призывный набат: отечество в опасности! В конце произведения колокольная тема вещает о завоеванной народом победе. Крупные достоинства симфонии несомненны. Однако торжественный финал удался композитору меньше, по сравнению с предыдущими частями.

В 1946 году Хачатурян написал концерт для виолончели с оркестром и три концертные арии. Из более поздних его сочинений назовем «Траурную оду памяти Ленина», «Праздничную поэму».

Суровой критике подверглась симфония-поэма Хачатуряна для оркестра с органом и пятнадцатью дополнительными трубами. «Я хотел написать к 30-й годовщине Октября что-то большое, торжественное, необычное, – говорил об этом произведении Арам Ильич. – Я искал средства для выражения моих больших идей (я так думал)… я хотел в этом сочинении выразить чувство радости и гордости советского народа за свою великую и могучую Родину. Но, видимо, в выборе средств я ошибся. Отсюда появились мои трубы в большом количестве, это заставило меня взять орган, мне интересно было перевести орган из «духовного» состояния в светское… Но, видимо, у меня не получилось. Я увлекся внешней формой вещей и не сумел вовремя соблюсти чувство меры».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189