Балет Глиэра «Красный цветок»

«Красный цветок» (либретто М. Курилко) был впервые поставлен Большим театром. Главную роль Тао-Хоа исполняла Е. Гельцер, которой композитор и посвятил балет. Вот первоначальный сценарий «Красного цветка».

Китайский порт. Рабочие разгружают корабль. Они изнемогают от непосильного труда. Советские матросы, по предложению своего капитана, помогают китайским друзьям. Танцовщица Тао-Хоа с восторгом смотрит на советских моряков. Это замечает ее «жених»  – авантюрист Ли Шен-фу.

Начальник порта поручил Ли Шен-фу организовать покушение на советского капитана. Во время бала Тао-Хоа должна подать ему чашку отравленного чая. Но в последний момент она бросает чашку на пол. Ли Шен-фу в бешенстве стреляет и смертельно ранит танцовщицу. Советские моряки на своем корабле покидают порт. Тао-Хоа, умирая, передает китайским повстанцам красный цветок, который подарил ей советский капитан.

Балет Глиэра был написан в то время, когда еще долгие годы тяжелой борьбы отделяли китайский народ от его великой победы. Советские люди горячо сочувствовали китайским братьям и верили в грядущее торжество свободного китайского народа. Неудивительно, что содержание «Красного цветка» нашло живой отклик в широкой аудитории.

Впоследствии, когда китайский народ завоевал победу и возник новый, народный Китай, балет Глиэра подвергся сюжетно-сценической переработке.

Наиболее удачно первое действие балета, драматургически яркое, действенное. Оно убедительно рисует столкновение враждебных социальных сил, дружбу китайского и советского народов.

В первом действии появляются основные лейтмотивы балета  – две темы Тао-Хоа. Первая тема  – изящная танцевальная мелодия. Она основана на китайском пятизвучном звукоряде (пентатонике). На протяжении двенадцати тактов возникают лишь две гармонии. Такая гармонизация подчеркивает спокойный, пассивный характер музыкального образа танцовщицы старого Китая.

Вторая тема  – иного характера. Она звучит романтически страстно, в ней тоска, порыв, неудовлетворенное желание, мечта о счастье. Эта мелодия интонационно перекликается с некоторыми темами Чайковского. Взволнованный, беспокойный характер второго лейтмотива подчеркнут быстрой сменой хроматических гармоний.

Композитор намечает две важные стороны образа героини балета. В дальнейшем они получают значительное развитие. Лейтмотивы Тао-Хоа появляются то вместе, один за другим, то порознь. Особенно большая роль принадлежит второму лейтмотиву: на нем основаны эмоционально сильные кульминационные вершины постепенно развивающейся линии этого образа.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189