Балет К. Караева «Семь красавиц»

Значительным вкладом в азербайджанский симфонизм явилась также «Албанская рапсодия» Кара Караева.

В 1952 году композитор завершил балет «Семь красавиц». Автора вновь вдохновила поэзия Низами. «Семь красавиц» – одна из пяти поэм цикла «Хамсэ», созданного знаменитым азербайджанским поэтом. Тема безграничной любви Айши к шаху Бахраму сплетена в балете с темой протеста против тирании и деспотизма. Властитель, отвернувшийся от народа, поставивший превыше всего эгоистические интересы,– таким становится шах Бахрам. Айша полюбила шаха, приняв его за простого охотника. Но недолгим было ее счастье. Под влиянием своего бесчеловечно жестокого визиря Бахрам забывает о долге, о государственных делах. Он ищет наслаждений, его влекут фантастические образы семи красавиц – их изображение шах увидел на стене разрушенного замка. Семь красавиц – символ иллюзорного счастья. В погоне за ним Бахрам теряет реальное, земное счастье, теряет моральное право быть главой государства. Осужденный народом, он вынужден покинуть страну.

Содержание балета сложно, многопланово. Оно вмещает философскую тему реальной и иллюзорной действительности, социальную и морально-этическую проблематику, любовную лирику и образы народа – страдающего, гневно протестующего, образы сильных духом людей, которые не могут мириться с несправедливостью, насилием. В музыке много резких контрастов, противопоставлений. Возьмем хотя бы такие полярно противоположные образы, как девушка Айша и Визирь. В адажио из первого акта и некоторых других фрагментах выражены замечательные душевные качества Айши, благородство ее внутреннего облика. Проникновенна музыка сцены смерти этой девушки, павшей от руки Бахрама. В музыкальных характеристиках Визиря передана его исступленно дикая жажда власти и богатства, его коварство, его лицемерие. Пляска Визиря (второе действие), не лишенная черт гротеска, превосходно обрисовывает этого злобного сатрапа, потерявшего человеческий облик.

В балет введена волшебная феерия – сюита танцев семи красавиц: индийской, византийской, хорезмской, славянской, магрибской, китайской и «прекраснейшей из прекрасных» – иранской. Композитор создал семь музыкальных «портретов», найдя для каждого из них характерно национальные черты.

Музыка балета Кара Караева – «подлинно симфоническая музыка, обладающая масштабностью, широким дыханием,– писал Д. Шостакович.– Почти весь балет воспринимается как цельное, непрерывно развертывающееся и нарастающее музыкальное действие».

Кара Караев пользуется разнообразными гармониями и приемами изложения, проявляя много творческой изобретательности, выдумки. Но порой колористическая и фактурно гармоническая сторона его музыки превалирует над мелодическим содержанием.

«Семь красавиц» были поставлены впервые в Баку (театр оперы и балета имени Ахундова), а затем в Ленинграде, Саратове, Львове, Ташкенте.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189