амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Балет «Спартак»

Одно из лучших произведений Хачатуряна – балет «Спартак» (1952–1954), отмеченный Ленинской премией. Он поставлен в Москве, Ленинграде, Ереване. Музыкальные фрагменты из этого балета широко известны также по исполнению в концертах.

Вот что говорил композитор об этом произведении: «Некоторые критики ставили мне в упрек уход в столь далекую старину. Но мне представляется, что они не правы. Эпоха Спартака – волнующая историческая эпоха в жизни человечества. Сейчас, когда многие угнетенные народы мира развертывают борьбу за свое освобождение и национальную независимость, бессмертный образ Спартака приобретает особое обаяние.

…Шумные кварталы современного Рима окружают Колизей – величественное и грозное сооружение. Оно вмещало до ста тысяч зрителей, которые приходили сюда смотреть, как льется человеческая кровь. На арене подобных страшных «стадионов» выступал некогда и Спартак, ставший, по словам К. Маркса, «великим полководцем», «истинным представителем античного пролетариата». Вместе с восставшими рабами он прошел огромный боевой путь – через весь Апеннинский полуостров и как герой пал в неравной борьбе.

Либретто балета составил Н. Волков по материалам античных историков Плутарха и Аппиана. Скудные исторические данные он дополнил правдоподобным вымыслом.

«Спартак» – монументальное героическое произведение. В этом смысле его нельзя сопоставить ни с одним из дореволюционных балетов, поскольку старое балетное искусство было далеко от монументальности и героики.

По словам музыковеда Д. Житомирского, характерная черта стиля балета Хачатуряна – «повышенная экспрессия. Все в этом произведении чрезвычайно насыщенно, все – за очень редкими исключениями – преподносится на высоком градусе напряжения: и драматические ситуации, и чувства, и красочно-декоративные элементы… Все действие происходит в обстановке стихии жизни: в пестром калейдоскопе улицы, рынка рабов, цирка, среди кричащих контрастов силы и бессилия, благородства и жестокости, красоты и коварства. На этом фоне выразительно и скульптурно вырисовывается исполинская фигура Спартака… Трагически суров и прекрасен образ жены Спартака Фригии, отмеченный внутренней силой и духовной сосредоточенностью. А рядом другой женский образ – воплощение обольстительной красоты и грации – греческая танцовщица Эгина».

Один из музыкально-тематических «пластов» балета–темы героической борьбы Спартака и возглавляемых им рабов. Сюда относится, например, уверенная, насыщенная революционным пафосом тема в духе марша.

Другой «пласт» – темы трагические, скорбные. Одна из них связана с образом Фригии. На этой же мелодии основан реквием в конце балета – оплакивание погибшего героя.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама