Балетное творчество 30-х годов

Главная линия советского балетного творчества 30-х годов была связана с воплощением тем и сюжетов крупнейших произведений мировой литературы. Эта тенденция укрепляла реалистическую основу нашего балета. В балетное искусство проникали большие, глубокие идеи, сильные чувства. Оно становилось таким же проблемным (в смысле значительности содержания), как и оперное творчество.

Однако авторы новых балетов редко обращались к современным темам. Творческие поиски в этом направлении пока еще не давали существенных результатов.

Следующий после «Красного цветка» этап развития советского балета связан с творчеством Б. Асафьева.

Первые свои балеты Б. Асафьев написал до революции. Это была творческая «проба пера». К 1918 году относится его балет «Карманьола» (как бы предвосхищение — «Пламени Парижа»), предназначенный для исполнения в рабочем клубе. С 1921 по 1931 год Б. Асафьев почти не занимался композиторской деятельностью. Он возвратился к ней, будучи уже высоко-эрудированным специалистом в области музыкознания. Приобретенный Б. Асафьевым научно-музыкальный опыт содействовал его дальнейшему музыкальному творчеству.

Серия асафьевских балетов, написанных в 30-е годы, открылась балетом «Пламя Парижа». Поставленный впервые в Ленинграде, он получил широкое признание.

Сюжет «Пламени Парижа» связан с событиями французской буржуазной революции 1789 года (либретто драматурга Н. Волкова и художника В. Дмитриева).

Действие происходит во Франции в 179792 годах. Балет рисует поход марсельского батальона, вызванного жирондистами в Париж и участвовавшего в борьбе парижских санкюлотов с королевской властью; неудачную попытку контрреволюционного заговора придворных офицеров; штурм и взятие народом королевского дворца Тюильри; картину народного революционного празднества.

Музыка «Пламени Парижа»  – это творчество не только композитора Асафьева, но и Асафьева-ученого. По словам самого автора, она «представляет собою частью монтаж музыкально-исторического наследия, главным образом, эпохи французской буржуазной революции, частью – сочинение в характере и стиле этого материала». «Основной моей целью,–  пишет композитор,– было перенести в нашу современность, пользуясь средствами современной техники, близкие нам и созвучные «высказывания» музыки прошлого… я сочинял музыкально-исторический роман, пересказывая музыкально-исторические документы современным инструментальным языком… Конечно, я акцентировал и динамизировал музыкальные документы, но там, где это цитаты, я не изменял характер музыки. Я старался не трогать мелодики и основных приемов голосоведения, видя в них существенные признаки стиля. Но я сопоставлял материал и инструментовал его так, чтобы содержание музыки раскрывалось в симфонически-непрерывном, идущем через весь балет, развитии…» Б. Асафьева увлекла мысль передать музыку «третьего сословия», музыку, звучавшую тогда «в театрах, салонах, в кафе, на площадях, на бульварах и улицах, на полях сражений, на массовых празднествах, на различного рода демонстрациях». В балете запечатлено также музыкальное искусство феодально-абсолютистской Франции.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189