Балетное творчество Р. Глиэра

После Великой Отечественной войны Р. Глиэр написал еще три балета  – «Медный всадник», «Тарас Бульба» и «Дочь Кастилии» (в этом балете композитор вернулся к сюжету «Овечьего источника» Лопе де Вега).

Балеты Глиэра по содержанию выходят за рамки традиционно-балетной, сказочно-фантастической тематики. Композитор настойчиво внедрял в этот жанр большие темы, взятые непосредственно из жизни («Красный цветок») или из крупнейших произведений мировой литературы. Он обращался к Пушкину, Гоголю, Лопе де Вега, показывая в балетах реальных, земных людей, исторические события, народный быт. Эта тенденция стала в советском балете ведущей. Не только балеты Глиэра, но также балеты С. Прокофьева, Б. Асафьева, С. Василенко, А. Крейна и ряда других композиторов возникали на основе реальных, а не фантастических сюжетов, заимствованных из литературных произведений.

Балетная музыка Глиэра связана с традициями балетов Чайковского и Глазунова. Глиэру в большой мере присуще живое музыкальное ощущение танца, танцевальных движений и ритмов. Он умеет сочетать разнообразие и пластичность ритма с изяществом мелодии. Есть в его балетах музыкальная изобразительность, живописность. Иногда композитор пользуется методом широкого развития тематического материала.

Глиэр продолжал писать и в симфоническом жанре. Он создал ряд программных оркестровых произведений; большая их часть  – симфонические фантазии или увертюры. И в этой области композитор вдохновлялся жизнью и творчеством народов Советской страны (характерно, что одна из его увертюр называется «Дружба народов»). Отметим симфонические произведения Р. Глиэра, связанные с историческим прошлым Украины. Его симфоническая картина «Запорожцы» навеяна знаменитым полотном Репина. Музыка первоначально предназначалась для балета. «Симфоническая картина-балет «Запорожцы», – говорится в программе произведения,  – является иллюстрацией известного исторического эпизоду XVII века, как вольные казаки Запорожской Сечи при кошевом атамане Иване Дмитриевиче Серко насмешливым посланием отвечали на грозную грамоту турецкого султана Магомета IV, желавшего подчинить их своей воле.

Симфоническая картина состоит из следующих моментов:

— Вступление,

— Писание и чтение письма,

— Сцена хохота,

— Пляски и общее веселье».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189