Балеты Кара Караева

Хороши балеты Кара Караева – крупного азербайджанского композитора. Мы уже упоминали его имя. Остановимся более подробно на его творческом пути.

«Апрель 1938 года. Большой театр. В светлой песне хор воспевает счастливую жизнь азербайджанского народа:

Звонче греми, звучный саз,–

Песня расцвела в сердце у нас.

Хор привлекает внимание слушателей безыскусственной простотой народного напева, прихотливостью ритмов, красочностью оркестра, воспроизводящего оригинальные звучания тара и ашугского саза. Лирический напев сменяется пляской, темпераментной, стремительной, жизнерадостной…»

Так пишет музыковед Л. Карагичева о заключительном концерте первой азербайджанской декады в Москве. «Песнь сердца» – кантата Кара Караева на слова Расула Рзы, первое крупное произведение двадцатилетнего композитора.

Он родился в Баку в семье известного медицинского деятеля. Учился в двух консерваториях – Бакинской и позже Московской, которую окончил по классу Д. Шостаковича. Среди учителей Кара Караева был У. Гаджибеков (класс азербайджанской народной музыки). Он привил своему ученику любовь к искусству родного народа. Будущий композитор работал в научно-исследовательском фольклорном кабинете при Бакинской консерватории (кабинетом руководил известный певец Бюльбюль Мамедов), возглавлял фольклорную экспедицию, записал и обработал ряд народных мелодий.

Педагоги Московской консерватории А. Александров, С. Василенко и особенно Д. Шостакович много дали Кара Караеву в смысле развития композиторской техники, расширения его музыкального кругозора. Хорошая музыкальная подготовка позволила ему стать мастером, зрелым и глубоко самобытным национальным композитором.

Еще до окончания Московской консерватории он написал две симфонии, оперу «Вэтэн» (совместно с Д. Гаджиевым). Эти произведения раскрывают тематику Великой Отечественной войны.

В те годы дарование Кара Караева еще не достигло своего полного расцвета. Новый период его творческой деятельности открыла симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», написанная к 800-летию со дня рождения великого азербайджанского поэта-гуманиста Низами. Он – автор поэмы о любви Лейли и Меджнуна, о горькой их участи. К этому трагическому сюжету обращались и У. Гаджибеков, и Р. Глиэр, и Кара Караев. Его произведение по своей возвышенной идее, по симфонической драматургии родственно увертюре-фантазии Чайковского «Ромео и Джульетта».


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189