Центры оперного искусства в 20-х годах

В 20-х годах важнейшими центрами оперного искусства были московский Большой театр и Ленинградский театр оперы и балета (до революции Мариинский). На их сценах выступали прославленные мастера  – Ф. Шаляпин (до 1922 года), Л. Собинов, А. Нежданова (в Москве), И. Ершов (в Ленинграде), артисты более молодого поколения  – К. Держинская, Н. Обухова, Е. Степанова, Е. Катульская, Г. Пирогов, В. Петров, С. Мигай (Москва), П. Андреев, В. Касторский (Ленинград). Крупный оперный дирижер В. Сук (Большой театр),  – музыкант высокой культуры, бесконечно преданный своему делу,  – пользовался огромным авторитетом и любовью среди исполнителей и публики. В Ленинграде выдвинулся дирижер театра оперы и балета В. Дранишников.

Оперное исполнительство развивалось и росло в борьбе с рутиной, очень живучей на оперных подмостках,  – печальным наследием прошлого, когда деятельность «императорских» театров сковывалась казенно-бюрократическим руководством. От старых дореволюционных времен сохранялось постепенно изживаемое тяготение к внешней тяжеловесной пышности, статичности, аляповатой торжественности постановок (эти недостатки проявились в некоторых спектаклях Большого театра). Бедность режиссерской фантазии, примитивная «игра» артистов, сценическая неподвижность и (безличность хора  – все это также было связано с рутинными традициями оперного искусства.

Знаменитые основатели Художественного театра по новому решали кардинальные вопросы оперной режиссуры, воспитания певца-актера, борьбы с оперными штампами и рутиной. Новаторство Станиславского и Немировича —  Данченко положительно сказалось на работе других оперных театров нашей страны.

Оперный театр Станиславского (тогда еще студия) показал замечательную по реалистической тонкости, проникнутую лиризмом, глубоким настроением постановку «Евгения Онегина». Никогда еще эти «лирические сцены» не звучали в таком полном соответствии с замыслами и требованиями самого Чайковского. Постановка «Онегина» явилась программной работой молодого коллектива. Позже театр Станиславского показал постановки ряда других классических опер.

Музыкальный театр Немировича-Данченко по новому решил проблему комедийного музыкального спектакля (блестящие постановки классических оперетт  – «Дочь мадам Анго» Лекока, «Перикола» Оффенбаха). В последующие годы театр ставил также и онеры.

В 1918 году в Петрограде возник Государственный академический театр комической оперы, впоследствии Малый Ленинградский оперный театр (МАЛЕГОТ). Его главным дирижером долгое время был С. Самосуд. На протяжении ряда лет МАЛЕГОТ был единственным оперным коллективом, который систематически работал с советскими композиторами над созданием новых опер. «Лаборатория советской оперы»  – так называли этот театр. Он поставил оперы А. Пащенко, В. Желобинского, Д. Шостаковича, «Тихий Дон» И. Дзержинского. Экспериментальная деятельность театра не была свободна от ошибок, но в целом имела большое прогрессивное значение.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189