Что наиболее важно и ново в произведениях послевоенного времени?

Когда проходил Третий всесоюзный съезд советских композиторов (март 1962 г.), в Москве исполнялся ряд симфонических произведений. Центральное место среди них заняла уже знакомая москвичам Двенадцатая симфония «1917 год» Шостаковича. Нам приходилось говорить о том, что героическая тематика становится важнейшей линией развития советского симфонизма. Говорилось также об огромных трудностях, с которыми связано воплощение образов этого рода. Тем большее значение имеет успех Двенадцатой симфонии: ее с полным правом можно назвать героической – по теме, характеру образного строя, эмоциональному содержанию.

Когда-то Горький подчеркивал – революции нужна не только героика, но и лирика. Мы ни в какой мере не принижаем роль лирического симфонизма. На концертах Третьего композиторского съезда наряду с Двенадцатой симфонией Шостаковича исполнялась Вторая симфония ленинградца В. Салманова. Автор оратории «Двенадцать» (по Блоку) обратился теперь к миру природы. Лес, русский лес – вот о чем поет эта музыка. «Поет» – здесь не случайное слово. Первая часть симфонии Салманова называется «Песня леса». Лесные песни звучат и в финале. Композитор ввел в свое произведение сказочные образы и картины (третья часть – «На закате»). Сгущаются сумерки, оживают фантастические видения; музыка передает борьбу светлых и темных сил. Рисуя поэтические пейзажи, композитор выражает мысли и чувства людей; он знает, что никогда не оборвутся связи, соединяющие человека с природой. Но что же тут нового? Ведь все это запечатлено во множестве опер, симфоний, музыкальных картин, не говоря уже о литературе, о живописи! Да, это–«старая песня», однако она никогда не состарится. Человек «атомного века» так же радуется зеленому дереву, лужайке, так же жадно впитывает пьянящие запахи соснового, прогретого солнцем бора, как и те, кто жил сто, двести, триста лет назад.

Тема «человек–космос» все глубже проникает в наше искусство. Интересно решена эта тема Г. Тарановым. Мы имеем в виду его скерцо-поэму «Первый космический» для симфонического оркестра. Программа этого сочинения связана больше с землей, чем с космосом. Стремительно мчится космический корабль «Восток», мчится над странами и материками. Пролетая над Азией, космонавт вспоминает о Китае, о его великом народе, который строит социализм. Вот Америка, где горит видимый всему человечеству факел Кубы. Африка, Конго страна незабвенного Патриса Лумумбы. В связи с такой программой композитор воспользовался китайской народной песней «Как девушка сорвала цветок», песней «Куба» кубинского композитора Пуэблоса Карлоса и распространенной конголезской песней «Конго, Конго». Кроме того, в поэме звучат позывные Всесоюзного радио – начальный мотив песни И. Дунаевского «Широка страна моя родная».

Таким образом произведение Г. Таранова посвящено не только победе над космосом, но и борьбе против колониализма. Эта актуальнейшая тематика сейчас все больше привлекает внимание советских композиторов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189