Деятельность Б. В. Асафьева периода Великой Отечественной Войны

Когда началась Великая Отечественная война, Асафьев не покинул Ленинграда. Невероятно тяжелые условия блокады должны были, казалось, погасить или свести к минимуму его работоспособность. В действительности же деятельность Бориса Владимировича приобрела необычайный размах. Мало найдется музыкантов, которые и в обычных, мирных условиях работали бы столь продуктивно, с таким невероятным энтузиазмом.

С сентября 1941 года Асафьеву пришлось жить в артистической уборной театра имени Пушкина. В театре обитали также

В. Софроницкий, А. Каменский, артисты оперы и драмы. Здесь – без инструмента, без библиотеки – Борис Владимирович развернул свою плодотворную деятельность. К ноябрю 1941 года он уже написал ряд произведений, прямо или косвенно отражавших то памятное время.

Особое место среди асафьевских работ принадлежит монографии о Глинке (единственная музыковедческая работа, удостоенная Государственной премии). Она всесторонне освещает жизненный и творческий путь великого композитора. Решительно возражая против различных искажений биографии Глинки, против имевших в прошлом место попыток принизить его историческое значение, Б. Асафьев дает портрет гениального художника, нарисованный с большой исторической точностью. Особое место в этой книге занимает развернутый анализ «Руслана», его музыкальной драматургии.

К 40-м годам относятся также книги о «Чародейке» Чайковского, о Римском-Корсакове, цикл очерков «Через прошлое к будущему». Эти очерки охватывают обширный круг вопросов, связанных с классической музыкой, советским музыкальным искусством, народной песней, музыкальным исполнительством. Некоторые асафьевские статьи были опубликованы в сборниках «Советская музыка», а по окончании войны в одноименном журнале (многие статьи публиковались уже после смерти их автора).

Все написанное Асафьевым-музыковедом в период 40-х годов составляет второй, особенно важный период его научной и критической деятельности. Еще в 30-е годы он углубленно работал над овладением марксистско-ленинской теорией. Он говорил, что «обязан своим выпрямлением только изучению диалектического и исторического материала а главное – творческому государственному строительству нашей страны». Б. Асафьев теперь рассматривает музыку в неразрывной связи с жизнью общества, общественно-историческим развитием. Если раньше во многих его работах преобладал «свободный полет» фантазии, часто не подкрепленный точными объективными данными, то в работах 40-х годов преобладает интеллект, мысль, стремящаяся глубоко познать реальную историческую действительность. Вместе с тем Борис Владимирович полностью сохраняет уменье «слышать» музыку, понимать суть творческого процесса. Недаром еще до начала войны он написал: «В сочетании теории и практики в своем творчестве музыковеда и композитора я вижу одно из основных заданий на остающиеся годы моей жизни».

До последних дней жизни Асафьев вел большую, разнохарактерную работу – научную, композиторскую, общественную.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189