Достижения С. Прокофьева

К числу замечательных достижений С. С. Прокофьева и всей советской музыки надо отнести балет «Ромео и Джульетта», оперы «Семен Котко» по повести В. Катаева и «Обручение в монастыре» по пьесе «Дуэнья» Шеридана, кантату «Александр Невский», Второй скрипичный концерт, симфоническую сказку «Петя и волк» для чтеца с оркестром. Композитор много работал для кино. Напомним его музыку к фильму «Поручик Киже» (из этой музыки автор сделал оркестровую сюиту). Работа над музыкой к фильму «Александр Невский» положила начало плодотворному сотрудничеству Прокофьева с кинорежиссером С. Эйзенштейном.

Прокофьев возродил лучшие качества, присущие ему как художнику в молодые годы. Вместе с тем он шагнул далеко вперед. Его творчество наполнилось глубокими идеями нашего времени, оно стало содержательней, человечней. С огромным вдохновением и мастерством воплотил композитор образы героического прошлого русского народа и советской действительности. Он решил труднейшую задачу – раскрыть тему бессмертной трагедии Шекспира средствами балетной музыки. Гротеск, ирония, насмешка уже не увлекали композитора в такой мере, как раньше. Важнейшие линии, по которым теперь развивалось его творчество,– линия народно-эпическая и линия лирико-драматическая, связанная с изображением внутреннего мира человека.

Прокофьев отбрасывает звуковые преувеличения, характерные для его сочинений 20-х годов. Его стиль становится яснее, демократичнее. Более отчетливо ощущается русский национальный склад прокофьевского музыкального мышления.

Лирико-психологическая сторона зрелого творчества Прокофьева особенно ярко выражена в балете «Ромео и Джульетта». Его музыка возвышенна, одухотворенна. Она передает этическое содержание шекспировской трагедии, ее гуманизм. Музыкальные образы героев балета – воплощение лучших человеческих качеств. В этих образах – любовь, свет, жизнь. Особенно пленяет своей красотой музыка, рисующая Джульетту. Шаловливо-грациозные пассажи, игра гармонических красок передает облик Джульетты-девочки, еще не изведавшей жизненных бурь. Прозрачная, оживленная музыка напоминает скерцо. Далее звучит задумчивая нежная мелодия; она говорит о чувстве любви, впервые проникшем в душу Джульетты.

Характеристика Монтекки и Капулети – противоположный полюс музыкальной драматургии балета. Что-то гнетущее слышится в звуках тяжеловесного рыцарского танца, связанного с образами двух враждующих родов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189