амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Достижения советского симфонизма в годы Великой Отечественной Войны

Отмечая достижения советского симфонизма в годы ВОВ, следует все же признать, что героика той эпохи, тема победы над фашизмом, не прозвучала в симфонической музыке так сильно и ярко, как этого хотелось бы. Победные финалы многих симфоний слабее предыдущих частей. Далеко не всегда удавалось композиторам достигнуть той мудрой простоты, той демократичности музыкального мышления, которые отличают музыкальную классику. Некоторые симфонии страдали музыкально-драматической рыхлостью, в них сказывались недостатки формы.

Мало внимания уделяли композиторы жанру программной симфонической поэмы, фантазии (хотя Великая Отечественная война давала много тем для создания таких произведений). Программные пьесы для оркестра писались лишь в некоторых наших республиках. Назовем симфоническую поэму «Армения» Г. Егиазаряна, балладу «В суровые дни» белорусского композитора Н. Аладова, «Поэму о Днестре» молдавского композитора С.Няги. Несколько программных симфонических пьес написали композиторы Грузии – А. Баланчивадзе, Р. Габичвадзе, А. Чимакадзе. Но не все эти произведения получали большую известность. Наиболее видные мастера советской музыки или обходили в своем творчестве жанр программных поэм, увертюр, сюит, или терпели в этой области неудачи.

Из новых концертов для инструмента соло с оркестром выделился Первый скрипичный концерт Н. Ракова. В нем наиболее полно проявилось богатство мелодической фантазии его автора. Музыка концерта – искренняя и выразительная, лирически взволнованная. Мелодичность и теплый лиризм особенно присущи первой и второй частям. В финале преобладают изящный юмор, острые, живые ритмы танца. Гармония и оркестровка красочны, порой не лишены даже изысканности звучания.

Обладают достоинствами также Второй фортепианный концерт С. Фейнберга, фортепианные концерты З. Левиной, Е. Голубева, виолончельный концерт Н. Мясковского. Но они не завоевали такой же любви большой аудитории, как довоенные концерты А. Хачатуряна. Первый (Молдавский концерт (для скрипки с оркестром) написал в 1944 году С. Няга. Бго лучшая часть – финал, где использованы мелодии молдавского танца «Сисыяк» и гайдуцкой песни. Меньше национальной определенности в первой и второй частях концерта.

К некоторым из названных выше произведений мы вернемся в монографических очерках.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама