амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Драматургия оперы «Семья Тараса»

Драматургия «Семья Тараса» динамична. Во всех картинах есть волны-нарастания. Возьмем хотя бы первую картину. Ее начало – момент тревожной тишины, затишье перед бурей. Жизнь в рабочем поселке как будто остановилась… «Значит, немцы совсем, совсем близко», – звучит дрожащий голос Насти. Гроза приближается. Невдалеке взрывают завод, все слышнее гул канонады, и багровое зарево пожарищ встает над поселком, над вытоптанными нивами. Постепенный музыкально-драматургический подъем подготовляет монументальный народный хор «Русь непокоренная» в конце картины. Третья картина открывается мирным, почти идиллическим пейзажем («дрема лесная»), простодушной песенкой старого лесника, а заканчивается новой народной сценой, показывающей, как разгорается пламя партизанской войны.

Кабалевский не раз прибегал к приему двуплановой оперной драматургии. Во второй картине к Тарасу приходит его старый приятель Назар. Он упрекает Тараса за то, что тот в лихую годину отсиживается за тремя запорами. Вдруг слышится хор женщин, угоняемых на фашистскую каторгу. Этот хор, написанный, что называется, «кровью сердца», и есть «второй план» сценической и музыкальной драматургии. Вторжение «второго плана» имеет большое значение для дальнейшего хода действия. Страшный вид гонимых в неволю женщин – последняя капля, переполнившая чашу терпения Тараса. Теперь он бесповоротно становится на путь борьбы с врагом.

В двух музыкально-драматургических планах развертывается вся пятая картина (комсомольцы взрывают здание школы, где находится фашистский штаб). Один план – это комсомольцы, боевая песня, которую они поют тихо, вполголоса, Настя, оставшаяся на посту, в то время как другие крадутся к зданию, томительное ожидание… Другой план – пьяное веселье гитлеровцев (они устроили бал в помещении школы), танцевальная музыка (вальс и галоп), косвенно характеризующая захватчиков.

Решив ряд сложных и ответственных драматургических задач, композитор и либреттист не смогли найти удачного решения труднейшей проблемы оперного финала. Заключительная картина «Семьи Тараса» – несколько условная парадная «концовка»; по музыке она заметно ниже предыдущих картин.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама