Драматургия оперы «Войны и мира»

Драматургия оперы «Войны и мира» имеет уязвимые стороны. Опера чрезмерно длинна. Ее первая часть (до начала войны) и вторая («военная») недостаточно спаяны друг с другом. В сюжетной линии возникают пробелы, и восполнить их могут лишь те слушатели, которые очень хорошо помнят роман Толстого. Спектакль такого рода как бы предполагает наличие ведущего, читающего фрагменты текста «от автора». Такой чтец, как известно, был введен в спектакли Художественного театра «Братья Карамазовы» (дореволюционная постановка) и «Воскресение». Однако этот прием едва ли подходит для оперного спектакля, и композитор не мог им воспользоваться.

Создавая «Войну и мир», Прокофьев стремился возможно более многосторонне охватить эпопею 1812 года. Но вместимость оперного спектакля имеет свои пределы. Порой становится тесно от чрезмерного обилия персонажей, эпизодов, музыкальных зарисовок. Это ведет к нежелательной фрагментарности.

В поисках новых оперных форм Прокофьев достиг многого. Правда, ему не всегда удавалось сочетать динамичность, действенность оперной драматургии с певучестью вокальных партий. Его вокальные мелодии иногда излишне инструментальны, что ослабляет их выразительность.

Творческую мысль Прокофьева все время привлекали современные темы. Последняя его опера – «Повесть о настоящем человеке» — посвящена бессмертному подвигу летчика А. Маресьева, описанному в известной книге Б. Полевого (либретто М. Мендельсон-Прокофьевой). Надо было быть Прокофьевым, чтобы реализовать столь смелый и необычный творческий замысел. Написать оперу о современнике, о человеке, который реально существует и живет в одном городе с композитором! И вот опера поставлена Большим театром, и на одном из первых спектаклей среди зрителей был ее герой – знаменитый советский летчик.

Композитор обратился к сюжету, который очень трудно воплотить на оперной сцене. Пришлось отказаться от боевых эпизодов в воздухе, хотя они очень важны: именно за штурвалом истребителя, в бою Маресьев познал великую радость: он достиг своей цели –  вернулся в строй! В оперу введен ряд сцен, вызывавших сомнение у артистов и критиков. Возможно ли показать средствами оперного театра, как раненый летчик ползет через лес, пробираясь к своим? Хорошо ли то, что главному персонажу приходится почти все время петь или лежа, или на костылях? Уместна ли сцена в госпитале? Эти и многие другие вопросы вставали перед театром. Было ясно, что такую оперу нельзя ставить «по старинке», всецело придерживаясь классических традиций. Большой театр пошел по пути эксперимента, внес в постановку много свежего, новаторского. И теперь, когда премьера состоялась, можно сказать: хорошо, что талантливая опера Прокофьева увидела свет рампы, что наш оперный репертуар обогатился интересным, современным по содержанию и форме спектаклем!


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189