амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Эмоция не как внешний элемент обучения, а как внутренне необходимое его качество

Горячее сочувствие Пушкину помогло учащимся глубже постигнуть сложность жизни поэта, острее ощутить художественное богатство его поэзии. Одного спокойно-логического объяснения здесь было бы совершенно недостаточно.

Могут сказать: эмоция способна иметь значение лишь в гуманитарных науках, так как предметом изучения здесь является человек, его жизнь и борьба, его деятельность и искания, единство его мыслей, действий и чувств. А какую роль может играть эмоция при изучении, скажем, геометрии или физики? Тут нужны лишь мысль, наблюдение, опыт.

Но это не так. Прежде всего, без чувства не может возникнуть и сама мысль. Известен афоризм: «Удивление мать мысли». Далее, современная наука ценит не только содержание, но и форму — строгость и простоту, гармоничность и изящество формулы или теории, описания или структурной схемы. Наконец, истина имеет свою историю, которая насыщена столкновением идей, напряженным поиском, борьбой нового со старым, которая пропитана всем многообразием человеческих чувств, и мы не можем от них отмежеваться, изучая историю открытия того или иного явления, закона. Разве такое изучение не помогает более глубокому постижению самого закона и тех следствий, которые из него проистекают?

Само единство знаний и эмоций осуществляется прежде всего через живое эмоционально-выразительное слово родителя, педагога. Эта функция слова играет большую роль в области обучения, но еще более она велика в области воспитания, в первую очередь семейного. И здесь хочется еще раз напомнить о значении положительного словесного внушения.

Умный воспитатель даже при необходимости негативного воздействия находит способы сочетать его с воздействием позитивным и само их «столкновение» сделать средством самомобилизации воспитанника.

Подлинным мастером подобного рода воздействия был Антон Семенович Макаренко.

Бывший воспитанник Антона Семеновича Семен Калабалин вспоминает следующий случай. Был в колонии такой Вася Гуд, который никак не желал расстаться с привычкой к сквернословию. Как-то девочки уже не первый раз пожаловались Макаренко: Вася ругается нехорошими словами! Антон Семенович немедленно вызвал его к себе.

«И вот только Вася на порог, — рассказывает Калабалин, — Антон Семенович вдруг так эффектно встал, так эффектно стукнул по столу, что Вася остановился на пороге и его прекрасные глаза вытянулись в два испуганных восклицательных знака.

В этом эпизоде интересен тот юмористический эффект, который возникает от столкновения «грозного» содержания и парадоксальной формы, в которую оно облечено. Вообще юмор — одно из прекрасных воспитательных средств, которое мы еще мало и плохо используем. (Конечно, речь идет не о грубых шутках, оскорбляющих достоинство воспитанника).

Хорошая шутка позволяет предупредить даже возможность неправильного поступка. У слабого воспитателя такое предупреждение обычно носит характер угрозы. Совсем иначе действует опытный педагог.

… Класс должен завтра выйти на воскресник по посадке зеленых насаждений. Один из учеников на всякий случай спрашивает:

–     А что, если завтра пойдет дождь?

–     Ну что же, — с серьезным видом отвечает классный руководитель. — Тот, кто считает себя мокрой курицей, может не приходить.

Класс расхохотался.

На воскресник явились все.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама