Финал пятнадцатой симфония Н. Я. Мясковского

Вторая часть симфония Н. Я. Мясковского – род лирического интермеццо. Поэтическое чувство природы, и раньше свойственное Мясковскому (вспомним его Пятую симфонию!), проявилось здесь с особенной полнотой. Основная тема очень проста, напевна. Это нечто вроде романса с некоторыми отзвуками мелоса Чайковского и Глинки.

Основная мелодия сменяется пасторальными наигрышами. Перед глазами встает озаренная солнцем лужайка; шелестит листва, тихо щебечут птицы.

Третья часть – траурное шествие, написанное под впечатлением трагической гибели самолета-гиганта «Максим Горький». Звучит музыка мужественного, бетховенского характера. Здесь нет места пессимистическим настроениям. Трагедийность траурной части Шестнадцатой симфонии принципиально отличается от содержания беспросветно мрачного финала Третьей симфонии, от похоронных эпизодов финала Шестой. Композитор запечатлел суровую скорбь народа, решимость продолжать борьбу, несмотря ни на какие жертвы и лишения. В интонациях и ритмах чувствуется воля, способная победить любые препятствия. Общее настроение подчеркивают гармонические приемы, например, внедрение в минорный лад светлых, мажорных гармоний. Мягкая, сдержанная звучность оркестра сменяется мощными кульминациями, когда на первый план выдвигается медная духовая группа.

Жизнь идет все вперед и вперед, жизнь побеждает – такова основная мысль финала. Он сочетает праздничность, веселье с кипучей энергией, напором. «Задает тон» главная тема, заимствованная из песни «Летят самолеты». Не только эта мелодия, но и другие темы отмечены песенной широтой и даже некоторой плакатностью. «В разработке этой части, – писал Прокофьев,– композитор достигает поразительной виртуозности, не только соединяя вместе целую пачку тем (я сбился со счету, сколько их), но и соединяя попутно трехдольный и четырехдольный тактовые размеры. Виртуозность заключается именно в той легкости, с которой это двойное соединение сделано: нет впечатления, что внимаешь премудрости, наоборот, музыка здесь как-то особенно задорна…»1 Все же финал страдает некоторой мозаичностью, пестротой, отличаясь в этом смысле от предыдущих частей – цельных, внутренне единых.

Необычно и свежо завершение симфонии. Хотя последняя часть относится к категории «громких», торжественных финалов, композитор закончил ее нежной и ласковой мелодией из второй части. Она появляется внезапно после аккордов fortissimo всего оркестра. В наступившей тишине валторна мягко и скромно произносит лирическое послесловие «т автора»: как хорошо, как свободно дышится, как прекрасна жизнь!


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189