Формирование детского песенного творчества

Очевидно, музыкальный образ в его сложном эстетическом понимании не может быть создан детьми — у них нет должного уровня обобщений наблюдаемого, они располагают лишь крайне ограниченными средствами выражения и изображения. Если даже предположить, что произведения, созданные композиторами для детей, передают явления жизни в доступной форме, то за этим стоят и большие обобщения, и мастерство во владении яркими и выразительными средствами. И все же первоначальное песенное творчество детей всегда образно по своей природе. Оно получает свое выражение в простейших музыкальных темах. Утверждения Ю. Тюлина (в цитируемой выше работе) о том, что темы могут быть изложены в любой структуре — не только в сложном построении, но и в короткой фразе, и даже в таком малом элементе, как мотив (состоящий, как известно, из нескольких звуков), — глубоко убедительны. Особенно существенно то, что автор понимает мотив не как метрически структурную единицу, а как «выразительный элемент темы». «Под мотивами и надо подразумевать,-пишет Ю. Тюлин,-интонационные стороны, имеющие особое выразительное значение и в том их объеме, в котором они придают теме характерные черты». Кроме того, в теме воплощается «первоначальный образ музыкального произведения»®. Мы видим, что не все интонационные обороты соответствуют мотивам, а лишь те из них, которые приобретают особое выразительно-тематическое значение. Встречаются и менее индивидуализированные и типичные интонационные обороты. Они приобретают более нейтральный характер по отношению к теме и имеют меньшее значение в художественном содержании. Однако нередко без них мелодия не «оживает».

Итак, музыкальный образ в мелодии несложных песен выражен музыкальной темой в виде разнообразных интонационных оборотов. Это положение подводит нас в свою очередь к первой рабочей гипотезе о построении детского песенного творчества: зачатки его Проявлений следует искать в этих первоистоках музыкальной темы — в мотивах, интонационных оборотах, имеющих тематически выразительное значение. Далее, на основе уже этой гипотезы можно предположительно определить такие творческие задания, которые соответствовали бы формированию детского песенного творчества в его выразительных и изобразительных началах.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189