Формирование советской оперы

В свое время шли опоры  – возможно ли правдиво показать в опере советского рабочего,  партийного работника? Ответ должен быть таким: да, возможно, если сама музыка заставит нас поверить, что перед нами именно тот образ, который хотел воплотить композитор.

Во многом еще не решена у нас проблема современной оперной формы. Важность этой проблемы нельзя недооценивать. От ее успешного решения в большой мере зависит будущее советского – да и не только советского  – оперного театра.

Оперная форма не есть что-то застывшее, неподвижное. Она изменяется в соответствии с эстетическими требованиями эпохи, мироощущением и художественными вкусами людей.

Оперы Вагнера резко отличаются от моцартовских опер, и не только по содержанию: здесь налицо совершенно различные принципы оперной эстетики, музыкальной драматургии, организации оперного спектакля как художественного целого. «Кащей бессмертный» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова дают принципиально иные решения оперной формы, чем написанная им же «Снегурочка».

В свое время итальянские композиторы культивировали жанр оперы-концерта, с большим количеством закругленных «номеров»  – арий, дуэтов, хоров. Каждый такой «номер» представлял собой как бы отдельное произведение; речитативные «мостики» вели от одного номера к другому, но органической взаимосвязи достигнуть не удавалось; к ней и не стремились, поскольку в основе этого оперного жанра лежал самодовлеющий принцип «концертности», а собственно драматургические задачи отодвигались на второй план. В противовес этому направлению (которое и в итальянской музыке уже давно изжило себя) крупнейшие оперные мастера стремились к непрерывности музыкально-драматургического развития. Порой это приводило к полному или почти полному отказу от закругленных номеров, от традиционных арий, ансамблей. В ряде опер Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского закругленные номера органически сочетаются с большими свободно построенными сценами, широкая кантилена  – с речитативом, замкнутость песенных форм  – с непрерывностью симфонической разработки тем-лейтмотивов.

Несомненно, что в наши годы оперная форма будет эволюционировать, видоизменяясь в соответствии с новыми творческими целями, с творческой «психологией восприятия» аудитории.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189