Фортепианные произведения А. Н. Александрова

Много фортепианных произведений написал Анатолий Николаевич Александров (род. в 1888 году). Он занимался по теории у С.         Танеева, позже поступил в Московскую консерваторию, где его учителями были: по сочинению С. Василенко, по фортепиано К. Игумнов. После окончания консерватории находился на военной службе; в 1920 году был демобилизован; с 1923 года ведет класс сочинения в Московской консерватории.

Немногочисленные симфонические произведения А. Александрова, написанные им в 20-е годы, представляют собой переработку музыки для драматического театра. Так, например, его известная «Классическая сюита» составлена из музыки к пьесе Скриба «Адриенна Лекуврер» (постановка Камерного театра, 1920); это  – тонко выполненная стилизация в духе музыки до бетховенских времен. Особенно привлекали композитора камерные  – фортепианный и вокальный  – жанры.

В ранних сонатах А. Александрова  – Второй и Третьей  – уже проявились черты, присущие творчеству этого композитора: изящный лиризм, драматическая взволнованность, тонкое «ювелирное» мастерство. Но вместе с тем сказывалась и некоторая замкнутость в узком кругу рафинированных, «тепличных» переживаний. Позднее выделились Четвертая и Шестая сонаты: в них есть страницы теплой лирики (например, вторая часть Четвертой сонаты), моменты большого патетического подъема. Некоторые музыкальные образы привлекают своей грациозностью, выражением спокойного, светлого чувства (первая часть Шестой сонаты). Фортепианный стиль неизменно интересен, красочен и отличается филигранной отделкой деталей.

А. Александров продолжал традиции Скрябина раннего и среднего периода, Метнера. Его музыка имела также точки соприкосновения с творчеством Дебюсси.

Некоторые композиторы обратились к созданию детской фортепианной литературы. Детские фортепианные пьесы писали тогда Гедике, Кабалевский, Красев. Сонатина до мажор Кабалевского, написанная для юных пианистов, звучала также на большой концертной эстраде в исполнении пианистов-мастеров.

Мы не останавливаемся на фортепианном творчестве Прокофьева, жившего в то время за границей. Его фортепианная музыка – это самостоятельная большая тема; к ней мы обратимся в монографическом очерке, посвященном С. Прокофьеву.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189