Фортепианный стиль А. Хачатуряна

Виртуозность и некоторая импровизационность фортепианного стиля предопределили ту особенную роль, которая принадлежит в концерте каденциям солирующего инструмента. Это большие сольные эпизоды без участия оркестра. Весьма значительную по своим размерам каденцию мы находим в первой части; еще больше каденция в финале, где она заменяет собой разработку. Содержание этой финальной каденции весьма разнообразно, богато смелыми контрастами: патетическая декламация и причудливый восточный напев, внезапные вспышки энергии и таинственные шелесты, шепоты. Некоторые эпизоды напоминают импровизации ашуга.

В своих поисках виртуозного фортепианного стиля Хачатурян в известной мере опирался на традицию балакиревского «Исламея», где воплощению образов Кавказа в очень большой степени способствует использование красочных и технических возможностей инструмента.

При всех своих бесспорных достоинствах концерт не свободен от чрезмерной изысканности, обилия украшающих деталей (этот недостаток сказывается, например, в фортепианном изложении второй темы первой части). В крайних частях порой ощущается рыхлость формы, фрагментарность изложения.

Еще больших творческих результатов достиг композитор в знаменитом скрипичном концерте. Хачатурян и здесь повествует о нашей расцветающей стране, о природе, о советских людях. Композитору пришлось преодолевать известные трудности, связанные с тем, что звучание скрипки в меньшей степени подходит для воплощения монументальных образов, величественных народных картин, чем звучание фортепиано. Тут приходится считаться с отсутствием у скрипки опорного басового регистра, прозрачностью, интимностью ее звучания. Добавим, что скрипка, как солирующий инструмент, меньше соответствует характеру дарования Хачатуряна по сравнению с фортепиано, которое обладает огромными темброво-красочными возможностями. И все же композитор создал замечательное произведение. Превосходна по своему размаху, динамике и общему радостно-возбужденному приподнятому тону первая часть концерта. Хачатурян умеет находить тематические «зерна», основные интонации. Они у него, как правило, бывают очень характерны и перспективны в смысле возможностей дальнейшего развития. Выразительное тематическое «зерно» мы находим и в симфонической поэме, и в фортепианном концерте, и в написанной позже «Симфонии с колоколом». «Зерно» скрипичного концерта – четырехзвучная попевка, которая обнаруживается во вступлении и затем в обращенном виде пронизывает тему главной партии. Тема вступления и особенно главная тема Allegro очень рельефны и своеобразны – их не спутаешь с темами других авторов. «Почерк» Хачатуряна, его художественная индивидуальность налицо.

Главная тема – воплощение активности, непреклонной решительности. Настойчивое утверждение основного мотива, основной ритмической фигуры сочетается с песенно-танцевальными отзвуками.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189