Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) выдвинулся в послевоенные годы на  первый ряд мастеров советской музыки. Его родной город –  Фатеж (Курская губ.). Он окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум по классу сочинения М. Юдина, затем Ленинградскую консерваторию, где занимался у П. Рязанова и Д. Шостаковича. Свиридов пробовал свои силы в разных жанрах: писал музыкальные комедии («Настоящий жених», «Раскинулось море широко», «Огонькн»), симфонические произведения (симфония, два фортепианных концерта), произведения для камерных ансамблей, для фортепиано, романсы, песни, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам («Поднятая целина», «Пржевальский», «Великий воин Албании Скандербег»). Из его более ранних работ выделилось трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, вторая редакция 1955).

Довольно долго Свиридов не мог «найти себя», творчески самоопределиться. Даже лучшие его сочинения не становились музыкальными «событиями». Возможно, это происходило потому, что композитор не нашел еще «своих жанров».

50-е годы – начало расцвета творческой деятельности Свиридова. Он создает известные вокальные циклы – «Страна отцов» на слова А. Исаакяна и песни на стихи Р. Бернса. Особенно полно проявилось дарование композитора в вокально-симфонической поэме «Памяти Сергея Есенина» и в «Патетической оратории» на слова Маяковского.

В новых своих сочинениях Свиридов отказывается от чистого инструментализма. Теперь ему необходимо слово, нужна конкретная тематика, выраженная литературным текстом, нужен человеческий голос, как «инструмент», с наибольшей эмоционально-смысловой точностью передающий живые интонации песни, взволнованного монолога, разговорной речи.

Отталкиваясь от поэтического текста, Свиридов стремится к большой объективности музыкального повествования. Но даже в наиболее его «объективных», эпических по своему складу вещах мы ощущаем личное отношение автора к изображаемому. Без этого музыка Свиридова многое утратила бы в своей эмоциональной заразительности. Как художник он и эпичен, и лиричен. Его творчество дает примеры монументальности, стихийной массовости и вместе с тем сердечной интимности музыкального «рассказа».

Свиридов обладает глубоко русским песенным талантом. Он и поэзию Исаакяна воспринял как русский композитор, не пытаясь отрешиться от своего национального стиля. Особенно близок Свиридову Есенин, близок своими исконно русскими качествами: прямодушием, безусловной, порой беспощадной по отношению к себе искренностью, пантеистическим восприятием природы, влюбленностью в родной быт.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189