Главные действия балета «Красный цветок»

Первое действие завершается танцем советских матросов «Яблочко». Этот танец всегда имел особенный успех у публики. Авторы балета проявили здесь наибольшую творческую смелость, далеко отошли от старых балетных канонов. Отчетливо проявилось стремление балетмейстера и композитора демократизировать балетное искусство, внести в него живой дух современности. «Яблочко» – советский народный танец, очень далекий от традиционной балетной хореографии. Взяв тему известнейшей песни, Глиэр разработал ее в форме вариаций (их одиннадцать). Он нашел разнообразные вариационные приемы, которые вполне соответствуют характеру темы-песни, подчеркивают ее тяжеловато-уверенную ритмическую поступь. Пляска, вначале сдержанная, постепенно становится все более лихой, стремительной.

Впоследствии было сделано много переложений «Яблочка». Некоторые из вариаций, написанных Р. Глиэром, получили столь большое распространение в быту, что воспринимались слушателями и танцорами как народная музыка.

Во втором действии надо отметить драматически напряженную сцену, рисующую первое неудавшееся покушение на капитана советского корабля (сцена заговора). Начальник порта и другие заговорщики обрисованы мрачными музыкальными красками (преобладают хроматизмы, угловатые мелодические линии, нервная, тревожная ритмика). Внезапное появление советских матросов сопровождается темой «Яблочка». Музыке заговора противопоставлена новая музыкальная характеристика Тао-Хоа. Это светлая женственная мелодия, одна из наиболее напевных тем балета. Она проходит в красивой гармонизации, обрастает сопровождающими мелодиями-голосами. Весь этот эпизод  – пример той «двуплановой» музыкальной драматургии, которую мы нередко встречаем в оперном творчестве. Два контрастных «плана» здесь образуют лирическая линия Тао-Хоа и музыка, связанная с заговорщиками, попытавшимися убить советского капитана.

Тао-Хоа курит опиум. Перед ней проносится рой фантастических видений. Это послужило поводом для продолжительного, драматургически слабо мотивированного дивертисмента (ряд специфически балетных танцев). Если в первом действии авторы балета не пошли по проторенным дорогам и сумели найти много нового, то здесь была сделана явная уступка старым и недостаточно оправданным традициям, согласно которым танцы в балете возможны даже тогда, когда они отнюдь не помогают выявить его основное содержание. Танцы-видения Тао-Хоа уводят зрителя от основной темы, основных образов «Красного цветка». По музыке из этих танцев выделяются два лирических Адажио. Одно из них представляет собой оркестровую редакцию романса для скрипки и фортепиано, написанного Глиэром до создания «Красного цветка». Оба танца  – пример мелодически напевного, изящного стиля, столь характерного для балетной музыки Глиэра.

В заключительном эпизоде второго действия отголоски «Интернационала» сочетаются с порывисто-страстным лейтмотивом Тао-Хоа. Этот прием опять-таки имеет символическое значение, он выражает стремление героини балета познать открывающуюся ей правду нового мира.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189