Главные действующие лица в оратории Коваля

Не случайно оратория Коваля стала преддверием к одноименной опере. Такие части, как «Воля вольная», «Пугачевский обор», «Предательство», «Сцена казни», являются оперными сценами не только по строению литературного текста, но и по музыкальному складу.

Главное действующее лицо в оратории Коваля  – народ. Народные хоровые сцены (с участием Пугачева или без него)  – наиболее значительные и удачные части произведения.

Первый хор  – «Ночь степная на Узени»  – большое вступление. Льется тихая, грустная мелодия хора, и в ней слышится вековечное горе, тоска. О тоске, о кручине поет без слов девушка башкирка. Широка степь, потонувшая в ночном мраке, глубоко черное звездное небо. Тишина…. Но это обманчивый покой. Где-то там, в ночи, ржут кони, там готовится что-то большое, там тлеют искры, от которых разгорится буйный пожар. Музыка первой части передает и печальную красоту ночного степного пейзажа и ощущение надвигающихся бурных событий.

Первая часть  – единственная в оратории, где хор выполняет безлично-повествовательную функцию. Но уже в следующем хоровом фрагменте (третья часть) хор изображает крестьянскую массу. Этот эпизод («Ой, земля, земелюшка») принадлежит к числу лучших страниц произведения. Горькая жалоба нищих, голодных крестьян передана с захватывающей простотой и правдивостью. Вновь оживают интонации стародавних народных напевов о подневольной жизни, подневольном труде. Основную музыкальную мысль хора можно принять за подлинную фольклорную тему, выношенную и выстраданную народом.

Следующая хоровая часть  – «Песня пугачей». В ней участвуют Пугачев и Устинья. Эта песня  – отклик народа на обращение Емельяна Ивановича («Слушайте, нищие»). В народе проснулся дух бунтарства. Музыкальная характеристика народной массы здесь иная, чем в предыдущем хоре. Музыка наполнена энергией, силой. Впервые звучит мощная тема пугачевцев.

Ариозо Пугачева и хор «Воля вольная» (седьмая часть)  – наиболее популярный, любимый слушателями фрагмент оратории. Он нередко исполняется как самостоятельный номер. Это яркая, смелая кульминация, завершающая первый большой раздел ораториального цикла. Тут апогей пугачевской вольности: расходилась,- разгулялась сила молодецкая! Смысловое значение «Воли» особенно велико в сопоставлении с хором «Земля-земелюшка». Там  – скорбь, подавленность, слезы горькие, здесь — – буйное веселье людей, опьяненных радостью свободы. Большое ариозо Пугачева своим свободным мелодическим дыханием красочно оттеняет лихую, быструю песню пугачевцев «А ну, вставайте, подымайте паруса!»


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189