Главные образы оперы «Война и мир»

Первые картины прокофьевской оперы «Война и мир» написаны прозрачными, порой акварельными красками. Начиная с восьмой картины (Бородинское поле перед сражением), преобладают широкие мазки, монументальная живопись. Композитор развертывает большие хоровые сцены. Так, в восьмой картине чередуются хоры ополченцев, смоленских беженцев, солдат. Тяжеловесная, насыщенная скорбными интонациями тема войны, музыка военного марша, солдатские походные песни, эпически величавое обращение Кутузова к армии, «народу – все это создает совершенно новую музыкально-образную сферу.

Большое внимание уделил Прокофьев образу народа, поднявшегося на борьбу с нашествием иноплеменных. Этот образ воплощен уже в хоровом эпиграфе, предшествующем опере. Помимо восьмой картины, народ широко показан в одиннадцатой картине (Москва, захваченная французами); несмотря на ее чрезмерную фрагментарность, композитору удалось показать, как постепенно разгорается гнев народный, как крепнет мужественная решимость бороться с врагом. Кульминацией картины является заключительный хор– клятва. Русским патриотам противопоставлен образ Наполеона, полнее всего раскрытый в девятой картине (Бородинская битва). Лихорадочно нервная музыка этой сцены подчеркивает авантюрность замыслов знаменитого полководца. Наполеон представлен здесь как игрок, сделавший самую крупную ставку и уже предчувствующий неизбежный проигрыш и трагическую для него расплату.

Очень важна сцена военного совета в Филях. Кутузов здесь – главное действующее лицо. Он олицетворяет народную силу и мудрость. В начале этой картины – большой речитативный эпизод: генералы высказывают свои мнения. Музыка лаконично и метко характеризует Барклая, Ермолова, Бенигсена, Раевского. Кутузоз приказывает отступать; генералы расходятся. За кулисами – солдатская песня о Кутузове. Старый полководец погружен в глубокое тягостное раздумье. Его ария проникнута беспредельной любовью к матери-родине, златоглавой Москве. Главная тема арии родственна мелодиям русских хоров из «Александра Невского». Она становится лейтмотивом Москвы, России (на этой теме построен торжественный победный хор, завершающий оперу). Солдатская песня, повторяющаяся в конце картины, подчеркивает связь полководца с народной солдатской массой, укрепляет мысль о победе русского оружия.

Создавая «Войну и мир», Прокофьев исходил из уже известных нам принципов его оперной драматургии. Но в связи с общим характером содержания оперы композитор допускал некоторые отклонения от этих принципов. Темп музыкально-драматического развития в «Войне и мире» более спокойный по сравнению с «Семеном Котко». Вокальные партии более певучи (хотя и не везде). Встречаются относительно закругленные в смысле формы эпизоды.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189