амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Главные сцены «Война и мир»

С. Прокофьев не имел возможности показать в рамках оперного спектакля «Война и мир» все этапы развития сложного образа своего героя. Но частично это развитие передано. В первых двух картинах показаны наиболее светлые, счастливые минуты жизни князя Андрея. Затем мы видим его на Бородинском поле перед битвой (восьмая картина). Тягостные переживания Болконского, его мучительные мысли о прошлом, о Наташе выражены в большом монологе. Здесь вновь звучат лирические темы, впервые возникшие в начальной картине. Но они утрачивают прежнюю свежесть и обаяние. Различными гармоническими средствами композитор перекрашивает их в более темные тона. Монолог этот не свободен от некоторой рассудочности, он меньше удался Прокофьеву по сравнению с первой картиной. Большее впечатление производит то место, где князь Андрей, обращаясь к Пьеру Безухову, говорит: «Но я скажу тебе, что бы там ни было, мы выиграем это сражение». Тут впервые возникает тема победы (наиболее рельефно она дана в конце оперы, перед торжественным хоровым апофеозом).

Изумительна сцена в Мытищах, когда Наташа приходит к умирающему князю Андрею. Композитор проявил себя здесь как чуткий художник-психолог. Его музыка запечатлела все оттенки переживаний действующих лиц. Особый прием – закулисный хор, повторяющий одно слово («пити-пити») – передает атмосферу тягостного бреда Андрея Болконского. Усилием воли он гонит прочь неотвязные видения. Наташа… Если б можно было увидеть ее. Наташин лейтмотив переходит теперь к князю Андрею. Как много в этой музыке чувства, душевного волнения; в каждом обороте мелодии – неутолимая жажда встречи. И вот она, сама, Наташа… Смерть отступила. «Любовь – есть жизнь». Умолкнул хор, исчезли бред, кошмар. В дуэте Наташи и Андрея Болконского запоздалая сладость примирения – друг с другом, с жизнью, а она так быстротечна! Нет, не задержать последних минут тихой радости, вновь обретенного счастья! «Любовь – есть жизнь?» И как опровергающий ответ звучит фатальное «пити-пити». Свет гаснет, таинственный шепот хора замирает в черной пустоте.

Меньше удался Прокофьеву Пьер Безухов, хотя некоторые его музыкальные темы передают внутренний мир этого искателя правды. Вокальная партия Безухова местами суховата и надуманна. Этот недостаток проявился в его монологах-размышлениях. Они раскрывают не столько чувство, сколько «ход мысли»; на музыке лежит печать рационализма, излишней эмоциональной сдержанности.

Композитор уделил внимание бытовому фону, на котором развивается действие. Так, во второй картине (бал у екатерининского вельможи) есть полонез, мазурка, вальс, экосез (те же танцы, что и в «Евгении Онегине» Чайковского). Певчие поют кантату «на слова молодого Батюшкова», а затем оду на слова Ломоносова. Очень поэтичен изящный вальс, навеянный «Вальсом-фантазией» Глинки. Впрочем, это тот случай, когда «музыка быта» приобретает психологическое значение. Она передает «музыку души». В звуках вальса – чувства Наташи и Андрея Болконского.

Эта обаятельная мелодия возвращается в сцене, когда умирающему князю Андрею чудится, будто он танцует с Наташей. Вспомним сцену смерти Меркуцио из балета «Ромео и Джульетта»: и Меркуцио, и Болконский, прежде чем умереть, мысленно обращаются к наиболее светлым минутам своей жизни.

Иной – более бытовой и «приземленный» характер свойствен другому вальсу– из сцены в салоне Элен (четвертая картина). «Цыганские» замирающие интонации придают этой музыке оттенок чувственности, хотя в целом она нарочито холодновата. Композитор передал звуками «атмосферу греховных соблазнов», которой окружены великосветская интриганка Элен и ее гости.

Если вы хотите узнать как раскрутить сайт то вы попали по адресу topliv.com. Наши специалисты SEO помогут продвинуть ваш сайт в ТОП и вывести ваш бизнес на новый уровень прибильности.

 


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама