Реализация высоких задач обучения фортепиано зависит от фортепианной подготовки первокурсников музыкальных училищ. Среди них могут оказаться как закончившие фортепианное отделение детской музыкальной школы, с 7–8 лет систематически обучавшиеся игре на фортепиано, так и воспитанники сельской художественной самодеятельности, не имевшие никакого опыта общения с этим инструментом. Поэтому для определенного числа учащихся дирижерско- хоровых отделений проблема начального обучения сохраняет свою актуальность сегодня и не утратит ее в будущем. Учитывая это, в программе по фортепиано для хоровых отделений музыкальных училищ Украины предусмотрены списки репертуара для групп без фортепианной подготовки.
Индивидуальная творческая методика преподавания курса фортепиано учащимся отделений хорового дирижирования – актуальная проблема. Ее решение требует от педагога глубокой заинтересованности в совершенствовании своих знаний как в области музыкальной педагогики, психологии, так и в сугубо практических сферах – репертуаре (фортепианном, хоровом, вокальном, аккомпанементов, ансамблевом), методике его изучения, освоения.
Начинающий в училище обучение игре на инструменте, пройдя четырехлетний курс, должен получить подготовку для дальнейшей самостоятельной работы, включающую умение читать партитуры, текст в различных ключах, транспонировать и ряд других навыков. С наиболее способными к концу IV курса педагог должен подготовить программу для конкурсного экзамена в музыкальный вуз, где минимальный уровень репертуарных требований условно равен VI–VII году обучения в фортепианном классе ДМШ. Перед преподавателем фортепиано стоит задача за четыре года обеспечить результат, который в условиях ДМШ достигается за шесть-семь лет обучения. Для этого необходимо владеть методами ускоренного или, условно называя «компактного» обучения, используя который некоторыми сторонами фортепианного развития учащегося приходится поступиться, а отдельные стороны, наоборот, ставить на первый план.
Всегда путешествие начинается с поиска и покупки билетов на самолёт. Не надо даже думать в поиске хороших и нужных авиабилетов обзванивать агентства. Даже если найдете что-то подходящее, пока доедешь до места, билеты по специальным ценам и условиям могут закончиться. Интернет теперь доступен повсеместно. Вы всегда можете заказать авиабилеты в адлер дешево на нашем сайте вместе с доставкой на дом.
Разумеется, что в таких условиях виртуозность как цель обучения исключается, а значит не требует усилий и времени. Трудоемкая работа над развитием и совершенствованием фортепианной техники отнимает львиную долю учебного времени пианиста, что вполне оправдано. Очевидно, что условия и цели занятий с учащимися дирижерско-хоровых отделений заставят педагога пересмотреть весь богатый арсенал навыков фортепианной игры, отобрать лишь те из них, которые наряду с обще-музыкальным его ростом обеспечат возможность практического использования инструмента в решении задач специальности дирижера. Продуманный и организованный в таком направлении процесс обучения делает вполне реальной и досягаемой перспективу овладения требуемыми навыками за четыре года. Но при условии, что каждый шаг выверен, что ошибки исключаются.
Опуская здесь общие положения первых уроков (которые рассмотрены в следующем разделе и вполне применимы к первокурсникам дирижерско-хоровых отделений), определим те методические установки, которые продиктованы спецификой специальности и требованием оптимального результата при коротком сроке обучения. Они равно действуют при любом уровне фортепианной подготовки учащегося.
Посмотреть предыдущие новости: