Интерес композиторов к жанрам оратории и кантаты

С 1948 года усиливается интерес композиторов к жанрам оратории и кантаты. Именно с этими жанрами связан ряд более или менее удачных попыток решить основные творческие задачи, поставленные перед композиторами самой жизнью. Новые произведения этого рода, как правило, раскрывают наиболее актуальные темы нашей эпохи. Ораториально-кантатная музыка насыщается публицистическим, общественно острым содержанием.

Наряду с образами Великой Отечественной войны (вокально-симфоническая поэма Г. Жуковского «Славься, Отчизна моя», оратория Ш. Мшвелидзе «Кавкасиони») композиторы отображают послевоенный период. Проявляя оперативность, они порой идут «по горячим следам» событий. В стране начинается «зеленое строительство» лесозащитных полос, и Шостакович создает ораторию «Песнь о лесах». Сооружаются грандиозные волжские гидроэлектростанции, и московский композитор Ю. Левитин пишет ораторию «Огни над Волгой».

Первым крупным достижением вокально-инструментального симфонизма этого периода была «Кантата о Родине» молодого армянского композитора А. Арутюняна. Она написана с большим темпераментом, горячо, вдохновенно. Композитор нашел простые и выразительные «слова», чтобы рассказать о родной стране, о ее прекрасном народе. Хорошо писал об этом произведении А. Шавердян: «Быть может, самой прекрасной чертой «Кантаты о Родине» является то, что в ней отражено новое мировосприятие художника, сильное своей гармонической цельностью, объективностью, я бы сказал, мировосприятие художника-комсомольца, которому органически чуждо противопоставление своих личных переживаний и ощущений мыслям и чувствам народа. Это новое видение мира, вносящее в монументальные жанры музыки черты народного искусства, творцы которого, даже повествуя об интимном, нежном и лично своем, всегда отражали обобщенное сознание многих людей, коллектива, народа».

Кантата Арутюняна радует слушателя мощной ликующей звучностью, свежестью музыкальных красок. Особенно выделяются третья часть – «Торжество труда» и четвертая часть – «Колыбельная». В третьей части композитор развил некоторые приемы пения ашугов, ритмы армянских трудовых песен – «оровелов». Музыка здесь необычайно динамична. Она хорошо передает, как кипит работа на полях и стройках нашей страны.

Трогательная «Колыбельная» (меццо-сопрано соло с хором и оркестром) воплощает поэтический и глубоко значительный образ материнства. По словам А. Шавердяна, интимные, нежные чувства отражают тут народное сознание. В лирической форме композитор воссоздал душевный мир советской матери, соединил интимность художественного высказывания с высокой обобщенностью.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189