амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Итоги развития музыкального творчества

О музыке Украины, Грузии, Армении, Азербайджана говорилось неоднократно. Композиторские кадры этих республик заметно выросли. После воссоединения украинских земель в едином Советском государстве (1939 г.) семья композиторов Украинской республики пополнилась композиторами западных областей. Советская аудитория впервые услышала музыку С. Людкевича, крупного мастера, еще до революции создавшего монументальную кантату-симфонию «Кавказ» на слова Т. Шевченко.

Белорусское профессиональное музыкальное искусство возникло после Октября. В предвоенные годы в республике были уже и оперный театр, и консерватория, и филармонические музыкальные коллективы (симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хоры). Композиторы Белоруссии работали во всех основных музыкальных жанрах. Большая работа велась в области фольклористики.

Началась война. Земля горела под ногами гитлеровских бандитов, вторгнувшихся в Белоруссию. Республика стала краем партизан. Их подвиги незабвенны. В творчестве белорусских композиторов (они переселились тогда в Москву, Свердловск, Саратов) доминировала патриотическая, партизанская тематика. Помимо оперы Е. Тикоцкого «Алеся», она воплотилась в симфонических произведениях Н. Аладова, в кантате А. Богатырева.

Тема «белорусские партизаны» приобрела столь большое значение, что композиторы часто обращались к ней и после окончания войны (Первая симфония А. Богатырева, симфоническая поэма «Партизанская быль» В. Оловникова и другие). Образы народных мстителей часто связываются в музыке с образами природы. Показательна в этом отношении Вторая симфония Г. Пукста. Картины партизанских лесов запечатлены в названных выше произведениях А. Богатырева, В. Оловникова.

Белорусская симфоническая музыка неотделима от народной песни. Третья симфония Е. Тикоцкого, написанная к 30-летию БССР (1949 г.), заключает в себе мелодии старинных и современных песен («Ой, дубе, мой дубе», «Ай у поли на роздолли). Композитор воспользовался также песней А. Александрова «Священная война». У Тикоцкого был широкий замысел, охватывающий различные периоды жизни и борьбы белорусского народа. Однако реализация замысла далеко не во всем хороша – симфония порой страдает рыхлостью формы.

Складывалась советская музыкальная культура народов Прибалтики. Латвия, Литва, Эстония подверглись вражескому нашествию, а композиторы и другие музыкальные деятели этих республик продолжали работать в эвакуации. Трудились не покладая рук мастера старшего поколения, такие как, например Ю. Таллат-Келпша (Литва). Воспитанник Петербургской консерватории он с гордостью говорил о своих великих русских учителях». Ю. Таллат-Келпша был педагогом, одним из организаторов и дирижеров Каунасского оперного театра, а после войны – директором Каунасской консерватории. Важнейшую часть его творчества составляют песни. Из старейших композиторов Латвии надо назвать автора классической оперы «Банюта» А. Калныня, Э. Мелнгайлиса – неутомимого собирателя народных мелодий, автора превосходных хоров. Он записал более 4 500 фольклорных образцов.

Советский строй открыл перед музыкой Эстонии, Латвии и Литвы путь к подлинному расцвету. В музыкальном искусстве этих республик произошли глубокие коренные изменения, обусловленные идеями, жизнью нашего социалистического общества.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама