Итоги развития музыкального творчества

О музыке Украины, Грузии, Армении, Азербайджана говорилось неоднократно. Композиторские кадры этих республик заметно выросли. После воссоединения украинских земель в едином Советском государстве (1939 г.) семья композиторов Украинской республики пополнилась композиторами западных областей. Советская аудитория впервые услышала музыку С. Людкевича, крупного мастера, еще до революции создавшего монументальную кантату-симфонию «Кавказ» на слова Т. Шевченко.

Белорусское профессиональное музыкальное искусство возникло после Октября. В предвоенные годы в республике были уже и оперный театр, и консерватория, и филармонические музыкальные коллективы (симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, хоры). Композиторы Белоруссии работали во всех основных музыкальных жанрах. Большая работа велась в области фольклористики.

Началась война. Земля горела под ногами гитлеровских бандитов, вторгнувшихся в Белоруссию. Республика стала краем партизан. Их подвиги незабвенны. В творчестве белорусских композиторов (они переселились тогда в Москву, Свердловск, Саратов) доминировала патриотическая, партизанская тематика. Помимо оперы Е. Тикоцкого «Алеся», она воплотилась в симфонических произведениях Н. Аладова, в кантате А. Богатырева.

Тема «белорусские партизаны» приобрела столь большое значение, что композиторы часто обращались к ней и после окончания войны (Первая симфония А. Богатырева, симфоническая поэма «Партизанская быль» В. Оловникова и другие). Образы народных мстителей часто связываются в музыке с образами природы. Показательна в этом отношении Вторая симфония Г. Пукста. Картины партизанских лесов запечатлены в названных выше произведениях А. Богатырева, В. Оловникова.

Белорусская симфоническая музыка неотделима от народной песни. Третья симфония Е. Тикоцкого, написанная к 30-летию БССР (1949 г.), заключает в себе мелодии старинных и современных песен («Ой, дубе, мой дубе», «Ай у поли на роздолли). Композитор воспользовался также песней А. Александрова «Священная война». У Тикоцкого был широкий замысел, охватывающий различные периоды жизни и борьбы белорусского народа. Однако реализация замысла далеко не во всем хороша – симфония порой страдает рыхлостью формы.

Складывалась советская музыкальная культура народов Прибалтики. Латвия, Литва, Эстония подверглись вражескому нашествию, а композиторы и другие музыкальные деятели этих республик продолжали работать в эвакуации. Трудились не покладая рук мастера старшего поколения, такие как, например Ю. Таллат-Келпша (Литва). Воспитанник Петербургской консерватории он с гордостью говорил о своих великих русских учителях». Ю. Таллат-Келпша был педагогом, одним из организаторов и дирижеров Каунасского оперного театра, а после войны – директором Каунасской консерватории. Важнейшую часть его творчества составляют песни. Из старейших композиторов Латвии надо назвать автора классической оперы «Банюта» А. Калныня, Э. Мелнгайлиса – неутомимого собирателя народных мелодий, автора превосходных хоров. Он записал более 4 500 фольклорных образцов.

Советский строй открыл перед музыкой Эстонии, Латвии и Литвы путь к подлинному расцвету. В музыкальном искусстве этих республик произошли глубокие коренные изменения, обусловленные идеями, жизнью нашего социалистического общества.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189