амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Камерная инструментальная музыка периода Великой Отечественной Войны

Лучшие страницы камерной инструментальной музыки этого периода, как и лучшие симфонии, передают атмосферу военного времени. Речь идет о Девятом квартете Мясковского, трио Шостаковича, «Украинском квинтете» Лятошинското. Подобно симфониям периода Великой Отечественной войны эти произведения, не имея литературной программы, заключают в себе элементы программности. Показателен финал Девятого квартета Мясковского. Торжественная, ликующая музыка (композитор использовал здесь мотивы русского славления), отголоски солдатской песни, слышанной Мясковским еще в годы первой мировой войны, передают мысль о победе нашего оружия. Трио Шостаковича, как и многие образы его Седьмой и Восьмой симфоний, говорит о страданиях людей, сгоревших в огне военного пожара, о варварстве фашистских людоедов.

Такая конкретность музыкального мышления сближала с жизнью жанр камерной инструментальной музыки. А между тем многим казалось, что произведениям для камерных инструментальных ансамблей должна быть менее всего свойственна программность и жизненная конкретность образного строя.

Война еще больше сплотила славянские народы, объединившиеся в борьбе против гитлеризма. Поэтому весьма актуальным был замысел Пятого – Славянского квартета Шебалина. Он построен на мелодиях русского, польского, чешского, болгарского и сербского народов. «Используя разнообразный мелодический материал, Шебалин сумел избежать пестроты, сохранив индивидуальные черты каждой темы, добиться единства музыкального языка», – писал критик И. Мартынов.

Любовью к родине, русскому народному искусству, русским людям навеян фортепианный цикл Кабалевского – 24 прелюдии. В каждой из них композитор свободно развивает русскую народную мелодию.

Тогда же были сочинены новые квартеты А. Александрова, Глиэра, Чемберджи, камерные инструментальные произведения Прокофьева, Гнесина, Свиридова, Богатырева. Советское камерное творчество – весьма разнообразное – отразило некоторые общие тенденции: тяготение к драматической конфликтности и глубоко человечному лиризму, использование мелоса народов СССР. Помимо произведений, насыщенных русскими песенными мелодиями, назовем Второй квартет Прокофьева, написанный на темы песен народов Северного Кавказа, квинтет, трио, Четвертый и Пятый квартеты Лятошинского, проникнутые украинскими народными интонациями, скрипичные пьесы Штейнберга – на узбекские темы.

Камерная музыка не была свободна от недостатков. В ней отрицательно сказывались чрезмерная самоуглубленность, субъективность содержания; порой имела место излишняя сложность музыкальных приемов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама