Камерная музыка 1930-х годов

В области камерного инструментализма наиболее интенсивно развивался жанр музыки для камерных ансамблей. Лучшие из работ этого рода по своему художественному значению приближались к выдающимся образцам советской симфонической музыки.

Русский композитор В. Золотарев работал тогда в Белоруссии. Он был профессором Минской консерватории и воспитал ряд белорусских композиторов.

музыки. Таковы Пятый и Шестой квартеты Мясковского, Первый квартет и квинтет Шостаковича, Третий и Четвертый квартеты Шебалина. Эти произведения, разные по стилю, отличаются глубиной, богатством содержания, обращенного не к узкой, «камерной» аудитории, а к широким массам слушателей. Мясковский, Шостакович и Шебалин проявили высокое мастерство, тонкое понимание специфики жанра.

Гораздо хуже обстояло дело в жанрах сольной камерной музыки для фортепиано, скрипки и других инструментов. Из новых фортепианных и скрипичных пьес лишь немногие стали репертуарными. Детская фортепианная музыка пополнилась пьесами Прокофьева, Кабалевского, Гедике, Косенко.

Как и в 20-е годы, много пишется романсов. Романсовое творчество в значительной мере освобождается от болезненных субъективистских настроений и эстетской красивости. В новых романсах сказывается стремление ряда композиторов выражать естественные и простые чувства. Однако ряд романсов страдает сухостью и деланностью, отсутствием душевно открытого лиризма, увлекательной мелодичности. Появляется немало романсов бледных и эклектичных по музыке. Вот почему лишь немногие произведения этого жанра закрепляются в репертуаре исполнителей.

Камерное вокальное творчество развивалось, главным образом, на основе русской классической поэзии. К столетней годовщине со дня гибели Пушкина были написаны сотни пушкинских романсов.

Вершиной вокальной музыки тех лет были романсы Шапорина («Под небом голубым», «Расставание», «Заклинание» на слова Пушкина, «Медлительной чредой», «Дым от костра», «Твой южный голос томен» на слова Блока и другие). Глубоко и тонко передана пушкинская лирика в романсах А. Александрова («Осень», «Мне вас не жаль», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Труд»), Хорошие романсы на слова великого поэта написали также Шебалин («Пора, мой друг, пора», «Мэри»), Мурадели («На холмах Грузии», «Кавказ»), Косенко («Ворон к ворону летит», «Старинная песня»). Образы лермонтовской поэзии высокохудожественно воплощены в романсах Мясковского. Получили признание блоковские романсы ленинградского композитора И. Адмони.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189