Камерная музыка

В рассматриваемый период достижения советской камерной музыки были еще невелики. Среди сочинений для камерных инструментальных ансамблей надо выделить квартеты А. Глазунова  – Шестой и Седьмой. Один из славных представителей русских композиторов-классиков, А. Глазунов в 20-е годы писал мало  – от случая к случаю. Его новые квартеты, а также Третий квартет Р. Глиэра – произведения, мастерски написанные и тесно связанные с русскими классическими традициями. Но они не открывали новых творческих перспектив в развитии этого жанра.

Квартеты писали и молодые композиторы  – В. Шебалин, Д. Кабалевский. Их первые сочинения этого рода, обладая некоторыми привлекательными чертами, еще не отличались зрелостью.

Некоторый подъем в области музыки для камерных ансамблей наступил в начале 30-х годов, когда Н. Мясковский закончил свои квартеты ор. 33, когда появилось трио А. Хачатуряна для фортепиано, скрипки и кларнета (одно из его ранних произведений). Немного позже в жанре камерного ансамбля плодотворно работали Д. Шостакович, В. Шебалин.

Ряд камерных произведений тех лет не мог закрепиться в репертуаре. Это относится не только к квартетам, но и к сонатам для смычковых инструментов и фортепиано. Из произведений этого жанра получила известность лишь соната В. Крюкова для альта и фортепиано (1921, вторая редакция  – 1933). Фортепианные сонаты писали Н. Мясковский, А. Александров, С. Фейнберг, Ю. Шапорин, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Л. Половинкин. В своей значительной части эти произведения отразили влияние различных модернистских течений.

Третья – одночастная (первая редакция  – 1920)  – и Четвертая сонаты Мясковского полны смятения и нервных порывов, стремительных страстных взлетов и падений. Это музыка отчасти экспрессионистского плана, но в ней порою ощущается пафос большого чувства. Фактура изложения  – сложная, с элементами симфонического стиля; гармония типична для Мясковского тех лет: ей присуща значительная острота, терпкость, обилие напряженных хроматизмов. По своему содержанию и стилю эти произведения продолжали линию субъективно-трагических переживаний, выраженную в Третьей симфонии и других дореволюционных произведениях того же автора.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189