Камерно-вокальное творчество 20-х годов

Из камерных вокальных циклов 20-х годов, помимо отмеченных выше «Александрийских песен» А. Александрова, надо выделить циклы Василенко и Мясковского. Василенко написал экзотические вокальные произведения, посвященные Востоку, – японские, индусские, сингалезские мелодии. Циклы Мясковского насыщены сложными, нередко тягостными переживаниями, сумрачной лирикой, преувеличенно нервной экспрессией (романсы на слова Блока, Тютчева, Дельвига, Гиппиус). Трагическая тема одиночества раскрыта также в блоковских романсах Щербачева.

Экзотика, утонченность, эстетский изыск, с одной стороны, тягостные индивидуалистические переживания, с другой,  – вот различные грани большой части камерного вокального творчества того периода. Наряду с произведениями такого рода появляются примитивные, грубо натуралистические опусы А. Мосолова («Газетные объявления», «Детские песни»)  – одно из крайних проявлений «современничества». Композитор не придумал ничего лучшего, как взять из газеты «Известия» объявления  – о продаже пиявок, перемене фамилии, о сбежавшей суке  – и написать музыку на эти «тексты». Подобного рода дикие «эксперименты» поддерживались тогда некоторыми деятелями АСМ.

Постепенно в камерное вокальное творчество стала проникать советская тематика. Здесь нужно указать на вокальные произведения композиторов членов Проколла. Некоторые из них обращались к форме вокального цикла, дающей возможность показать тему идеи в развитии, в чередовании контрастных образов, картин. Начал свою работу над созданием целой серии таких циклов М. Коваль, написавший «Песни из одиночки» (слова Демьяна Бедного). Это была, так сказать, первая разведка в направлении, совсем еще мало исследованном, и она не могла дать особенно больших творческих результатов. В. Белый тяготел в своих вокальных монологах к трагическим, порой зловеще мрачным образам. С большой выразительной силой написан им вокальный цикл «Двадцать шесть» (памяти бакинских комиссаров) на слова Н. Асеева. В вокальном цикле Белого «Война» нарисованы жуткие картины смерти, человеческих страданий на фронтах первой мировой войны. Монолог заканчивается призывом:

В грудь генерала направить свой штык Ты не забудь, солдат!

Позже работа советских композиторов над вокальными циклами получила более широкий размах и дала более яркие результаты.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189