амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Колыбельные напевы

Колыбельные напевы имеют яркую жанровую специфику. Они построены иначе, чем качельные. Спуск мелодической линии в них обычно совпадает со спуском стопы и наоборот, что соответствует речевой интонации. Однако интонационный состав и принципы развития мелодии в колыбельных напевах отличаются от напевов речитативного склада. Можно выделить две основные колыбельные интонации, встречающиеся по всей Эстонии: нисходящий скачок (чаще всего, в объеме терции) с устоем на нижнем звуке и нисходящий скачок с последующим подъемом на какую-нибудь промежуточную ступень, являющуюся основной опорой. Одним из наиболее распространенных типов колыбельных мелодий является напев, в котором сочетаются обе исходные колыбельные интонации.

Чаще всего колыбельные напевы выступают в более развитом виде, базируясь на различных комбинациях этих интонационных оборотов, причем могут встречаться их повторы, вариации, секвенции и иные модификации в одной и той же мелодии. Интонация нисходящей терции (часто с повтором обоих звуков) является довольно универсальной для колыбельных и детских песен разных народов. Она часто встречается и в эстонских детских развлекательных песнях, связанных с определенным движением (подпрыгивание), они скандируются в четком ритме и часто завершаются обычной речью.

В некоторых качельных песнях, а чаще в таких жанрах, как свадебные, игровые и другие, где песня сопровождается движением, например, перешагиванием с ноги на ногу, раскачиванием, связь с движением может быть выражена лишь в ритме напева или совсем отсутствовать, в то время как в самой мелодии преобладает речитативное начало. Такие напевы, встречающиеся в свадебном и в других жанрах, могут быть не связаны с движением и относятся к речитативным напевам в более узком смысле (то есть к первой подгруппе узкообъемных напевов). Даже при сопровождении песни ритмичным движением, при наличии 3 -сложных слов в строке, когда нарушается регулярность чередования ударного и безударного слога, мелодические акценты часто переносятся в соответствии со словесными, например;

Так называемое скандирующее исполнение, при котором словесные ударения при наличии 3 -сложных слов в строке переносятся в соответствии с регулярным чередованием ударной и безударной доли ритма напева, в таких песнях также нередкое, однако далеко не абсолютное явление. При данном способе исполнения песня четко соответствует ритму движения, а при описанном выше – сочетается с движением более свободно. С другой стороны, скандирующее исполнение встречается также при исполнении песен без определенного сопровождающего движения. Причины и границы распространения того или иного способа исполнения еще далеко не до конца ясны.

Движение, сопровождающее исполнение свадебных и других песен (раскачивание тела, переступание с ноги на ногу), очевидно, не требует такой строгой координации, как, например, раскачивание на больших качелях в северной Эстонии или в колыбельных, в детских песнях-забавах и других видах, где ритмичное движение является важным компонентом песни как целостного синкретического явления, определяя ее ритмическую (а часто и мелодическую) структуру.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама