Концертная деятельность в послевоенные годы

Многим концертам свойственна большая национальная самобытность. Так, концерты Кабалевского передают дух современной русской (отчасти украинской) песенности. Национально самобытны скрипичный концерт А. Мачавариани (одно из первых грузинских произведений данного жанра), скрипичные концерты литовских композиторов Б. Дварионаса и Э. Бальеиса.

Б. Дварионас не только композитор. Он также пианист и дирижер. Самым его известным сочинением стал концерт для скрипки. Это – один из ярких образцов литовского национального стиля. Автор воспользовался различными фольклорными жанрами. Помимо литовских народных мелодий, в концерте есть элементы русской, украинской и белорусской песенности. Музыка финала не лишена некоторых восточных черт. Дварионас стремился к разнообразию национального колорита, однако он не избежал некоторой стилистической пестроты.

Критика особо выделяла среднюю (медленную) часть. Спокойная, мягкая лирика (в какой-то мере навеянная картинами северной природы) сочетается с народной танцевальностью (этот эпизод имеет авторскую ремарку «на деревенский лад»).

Поэтическое воспроизведение родных пейзажей, народной жизни, крестьянского быта – важные достоинства этого сочинения.

Программность начала проникать и в крупные формы камерной инструментальной музыки. Жанр струнного квартета долгое время относился к области непрограммного инструментализма. Тем более видное место в советском музыкальном творчестве принадлежит второму квартету А. Филиппенко (Украина), посвященному партизанам Ковпака. Это – программное сочинение. «После войны, – вспоминает композитор,– у меня было много интересных встреч с друзьями – участниками партизанского движения… Живые, волнующие рассказы товарищей, появление целого ряда интересных произведений в литературе и, наконец, встреча с дважды Героем Советского Союза С. А. Ковпаком толкнули меня на написание Второго квартета…»

В музыке квартета – отзвуки народной борьбы против гитлеровских полчищ, просторы степей Украины. Композитор запечатлел образ кобзаря, поющего думу (вторая часть). Здесь оживают героические воспоминания о славных делах давно минувшего времени. Прошлое перекликается с современностью. Скерцо (третья часть) рисует эпизоды партизанского рейда Ковпака через Карпаты. Ритмы плясок гуцулов сменяются мелодией песни Филиппенко «Партизан Неуловимый» на слова Е. Долматовского (на этот же текст написана первая часть сюиты Д. Кабалевского «Народные мстители» для хора и оркестра). Программность свойственна также и крайним частям квартета – мужественного, оптимистического и глубоко народного произведения.

Как не похоже на этот квартет превосходное трио А. Бабаджаняна! Вновь мы убеждаемся в том, что «многоликость» советской музыки – одно из важнейших ее качеств.

Если второй квартет Филиппенко – музыкальный эпос, рожденный недавней войной, то произведение армянского композитора – лирическое и трагедийное повествование, поток взволнованного чувства, то бесконечно скорбного, то просветленного, то бурного, протестующего. Здесь раскрывается внутренний мир человека, переживающего тяжелую жизненную драму. Основная тема-лейтмотив окрашена в траурные, фатальные тона. Эту тему поют скрипка и виолончель на фоне сумрачных гармоний фортепиано (вступление). Тема неоднократно появляется в первой части, возникает в середине Andante (вторая часть) и в заключительном разделе финала. Такой музыкально-драматургический прием по своему смыслу родствен драматургии некоторых произведений Чайковского. Он вносит в трио элементы программности, симфонизма.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189