Ладотональное построение

Детям, сочинявшим песню «Дудочка», была пропета нота ля, и они все начали петь, начав с этой ноты. Но ни у кого из них этот звук не явился тоникой (ля мажора или ля минора). В импровизации Наташи нота ля стала IV ступенью, так как дальнейшее развитие мелодии шло в тональности до-мажора. У Шурика ля язвилось доминантой к ре минору. Сережа и Саша спели в фа — мажоре, только у последнего окончание попевок как бы оборвано на II вводной ступени, что придает ей незаконченный вид. Сережа благодаря многократному повторению устойчивых ступеней (он повторил I и III ступень по 10 раз) придал своей попевке характер, более выявленный в ладовом отношении.

Сочиняя песню «Кошка», все дети _ также спели с первой заданной ноты фа. Но лишь у Иры эта нота явилась тоникой. В попевке Марины устойчиво звучит нота фа. Благодаря своеобразному ходу на большую секунду вверх, то на чистую кварту вниз от ноты фа основное построение звучит как бы в типичном квартовом ладу с примыкающей секундой сверху. Это придает ей ярко выраженный народный склад, столь характерный для детских народных песен. Но имитационные интонации последних двух тактов изменили этот характер, и благодаря отчетливо прозвучавшему ми-бемолю (терцовая ступень до минора) выявилась минорная тональность. В сочинении Зои первый звук фа явился доминантой к си-бемоль минорной тональности. Но ее попевка звучит не завершенно, так как она окончилась на неустойчивом звуке.

В опыте были изменены условия его проведения. Де-, ти сочиняли наедине с экспериментатором. Это привело к качественному обогащению детских сочинений. Но нужно расценивать правильно этот факт. На первых этапах подобных занятий удачные импровизации детей являются примером для остальных. Позже они мешают другим детям.

8-  й опыт

Цель опыта — проследить особенности детских сочинений, созданных ими на основе впечатлений от прошлого занятия, несколько отсроченного по времени (2 недели).

Детям было предложено для сочинения мелодии самостоятельно выбрать один из четырех текстов, с которыми они познакомились в последний раз («Пила», «Часы», «Дудочка», «Кошка»). Влияние сверстников тоже исключалось, так как занятие проходило отдельно с каждым ребенком.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189