амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Латыши среди учеников Римского-Корсакова

Если в дооктябрьский период высшие учебные заведения Петербурга вообще сыграли решающую роль в формировании национальной интеллигенции народов Прибалтики, то основным очагом подготовки музыкантов для этих народов оказался именно композиторский класс Римского-Корсакова. Здесь получили образование основоположники латышской музыкальной классики Андрей Юрьян – композитор, фольклорист, один из организаторов массового хорового движения в Латвии, и Язеп Витол – выдающийся мастер, автор многих значительных произведений в разных жанрах, долгое время преподававший теорию композиции в Петербургской консерватории, а затем ставший основателем национальной консерватории в Риге. В конце XIX века учениками Римского-Корсакова были органисты и пианисты братья Адолф Бетинь и Людвиг Бетинь, композитор-дирижер и музыкальный критик Николай Алунан, скрипач и дирижер-композитор Екаб Озол, певец и педагог-теоретик Екаб Карклинь. Наконец, на грани XIX и XX веков в классе Римского-Корсакова учились талантливый, но полностью не успевший раскрыть свое яркое дарование Эмил Дарзинь и наиболее самобытный из латышских композиторов дооктябрьского периода, великолепный знаток народной песни и энергичный борец за демократический путь развития латышской музыки Эмиль Мелнгайлис.

Такую же решающую роль сыграл композиторский класс Римского-Корсакова и в подготовке эстонских музыкантов. Из первого поколения эстонских органистов-композиторов у Римского- Корсакова обучался Иоханнес Каппель. В девяностых годах его учениками стали Рудольф Тобиас, чей сильный талант был направлен преимущественно в сторону монументальных вокальносимфонических форм, Михкель Людиг – отличный органист и хоровой дирижер, один из первых авторов эстонской оркестровой музыки, и Артур Капп – крупнейший эстонский симфонист и авторитетный воспитатель национальных композиторских кадров. А в девятисотых годах у Римского-Корсакова обучались пианист-композитор Артур Лемба, органист Август Топман и выдающийся мастер вокальной и фортепианной миниатюры Март Саар.

Позднее начало национального творческого движения в Литве обусловило то, что из литовских композиторов в классе Римского- Корсакова успели получить образование только двое – старейший музыкальный деятель Советской Литвы Константин Галкаускас и безвременно погибший в годы фашистской оккупации автор одной из первых национальных опер Юргис Карнавичюс.

Огромное значение имела педагогическая деятельность Римского-Корсакова и для народов Закавказья. У него учились несколько армянских композиторов. Первым между ними был Макар Екмалян – теоретик и хоровой дирижер, один из пионеров внедрения многоголосия в армянскую музыку, а вскоре затем Григор Мирзаян – автор умелых хоровых обработок народных песен, романсов и инструментальных пьес, более известный под псевдонимом Сюни. Хотя и частным учеником Римского-Корсакова, но органически связанным с атмосферой его консерваторских занятий был классик армянской музыки Александр Спендиаров, творчество которого еще при жизни учителя приобрело заслуженную известность. Наконец, у Римского-Корсакова обучался зачинатель грузинского романса и грузинской национальной оперы Мелитон Баланчивадзе.

Таким образом, в классе Римского-Корсакова наряду с русскими музыкантами воспитывались украинцы и латыши, эстонцы и литовцы, армяне и грузины. К ним можно было бы добавить также поляков, евреев и др. Ко всем ученикам великий русский композитор-педагог относился равно заботливо и любовно, помогая им стать подлинными творцами родной музыки.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама