Легендарная опера «Кер-Оглы»

Ученики У. Гаджибекова вспоминают, как в полутемном классе старого консерваторского здания композитор наигрывал какие-то не известные им отрывки, напевал красивые, выразительные мелодии. «Что это?»  – спрашивали слушатели.  – «Подождите, узнаете!», – отвечал, улыбаясь, Гаджибеков. Он сочинял тогда оперу «Кер-Оглы», ставшую венцом всей его творческой деятельности. «Кер-Оглы» был поставлен в Баку. Эта опера получила признание не только среди азербайджанских слушателей, но также и в Москве, на декаде азербайджанского искусства, в Ашхабаде, Ереване, Ташкенте.

«Кер-Оглы»  – монументальная героико-эпическая опера. Она существенно отличается от дореволюционных опер того же автора. Овладев композиторской техникой, Гаджибеков широко использовал развитые формы оперного искусства (арии, ансамбли, хоры, симфонические эпизоды).

Эпос, посвященный любимому народному герою Кер-Оглы. складывался на рубеже XVI – XVII столетий. Образ бесстрашного воина и вдохновенного певца-ашуга тесно связан с народной борьбой против феодального гнета. Его отец  – конюх Али  – был ослеплен по приказу жестокого Гасан-хана. Сына старика – Ровшена – стали называть «Кер-Оглы», что значит  – сын слепого. Поклявшись отомстить угнетателю-хану, он возглавил восставших крестьян. Один из придворных хана  – Гамза-бек  – под видом бедняка крестьянина проникает в лагерь Кер-Оглы и похищает его любимого коня. Кер-Оглы не может примириться с этой утратой. Он знает  – конем завладел Гасан-хА. И вот во дворце хана появляется никому не известный ашуг… Но Гамза-бек узнал в ашуге вождя повстанцев; он схвачен, его ждет гибель. Кер-Оглы удается овладеть своим конем и бежать из плена. Тогда Гасан-хан решает казнить возлюбленную Кер-Оглы Нигяр, ее брата Эйваза и слугу Полада, виновного в том, что он не сберег для хана коня Кер-Оглы. В последний момент войско народного героя, напав на ханских воинов, спасает Нигяр и других приговоренных к казни.

Таково краткое содержание либретто, написанного Г. Исмаиловым и М. Ордубады.

В центре оперы  – образ угнетенного народа, поднявшегося на борьбу против деспотов-феодалов. Композитор передал своей музыкой народное горе и народный гнев, радость борьбы и освобождения. Особенно сильное впечатление производит хор «Ченлибель» (название крепости, где расположился со своим войском Кер-Оглы). И довольно пространное оркестровое вступление, и самый хор подобны нарядному ковру, узоры которого воспроизводят национальный орнамент. В музыке  – радость борьбы и свободы.

Хоровые народные сцены многоголосны. Ранее многоголосие не было свойственно музыке Азербайджана.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189