Лирические песни И. О. Дунаевского

Одновременно с песнями-маршами появлялись лирические песни Дунаевского. Песенная лирика из «Веселых ребят» еще далеко не совершенна. Значительно лучше лирические мелодии из фильмов «Вратарь», «Искатели счастья», «Богатая невеста», «Волга — Волга». Простота, сердечность, народный склад музыкального языка – вот положительные качества, присущие песням «Если Волга разольется», «Ох ты, сердце», «Теплыми стали синие ночи».

Особо надо выделить лирические песни из фильма «Цирк» и прежде всего две колыбельные. Наибольшую известность получила вторая колыбельная – «Сон приходит на порог». В фильме ее поют зрители советского цирка, передавая друг другу ребенка. Это центральные по своему значению кадры, в них запечатлено то дружеское, теплое чувство, с которым отнеслись советские люди к американской артистке и ее ребенку – сыну негра. Песня в большой мере помогла режиссеру Г. Александрову раскрыть идею фильма.

Другую колыбельную («Спи, мой мальчик») поет Мэри, укачивая своего ребенка. Дунаевский воспользовался джазовыми гармониями, ввел в музыку некоторые обороты, напоминающие негритянский мелос. Сделано это тонко, с художественным тактом. Выразительно передан эмоциональный подтекст песни: Мэри баюкает своего мальчика, а ее сердце сжимается от горя, обиды. Частые паузы прерывают колыбельный напев; Мэри поет через силу – тоска стеснила ей грудь. Если в колыбельной «Сон приходит» звучит плавная, непрерывно льющаяся мелодия, то здесь вокальная партия основана на коротких музыкальных фразах, несколько речитативного склада.

Колыбельная «Спи, мой мальчик» – прекрасный образец советской джазовой музыки. Заимствовав у джаза отдельные приемы, Дунаевский вдохнул в этот стиль человечность, искренность живого чувства.

Колыбельная и «Лунный вальс» различные грани музыкальной характеристики героини фильма. В колыбельной она – нежная, заботливая мать и одиноко страдающая, униженная женщина. В музыке «Лунного вальса» воплощен образ блестящей артистки, «королевы цирка». Это очень эффектный эстрадный номер. Но эффектность, блеск сочетаются здесь с поэтическим обаянием. Это не зарубежный безвкусно-фривольный «шлягер». Это – музыка, это – искусство! Завораживающий ритм, увлекательная, словно манящая куда-то в ночную даль, мелодия передают ощущение фантастического полета среди разноцветных огней цирковой арены.

От песни-гимна, посвященного родной стране, до «Лунного вальса» и шуточных песенок вроде «куплетов водовоза» – таков диапазон творчества Дунаевского тех лет. Своей чуткой душой большого художника он темпераментно, горячо откликался на большое и малое, на все, что способно было заинтересовать и увлечь его современников.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189