амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Медленность фольклорных публикаций

Когда хочешь заняться народным творчеством Армении или Грузии, то прежде всего приходится обращаться к сборникам Комитаса и Спиридона Меликяна или к сборникам Палиашвили и Аракишвили, в то время как мы должны были бы давно иметь новые собрания и публикации. Позволю себе привести показательный пример. Еще в 1936 году, в мой первый приезд в Грузию, я узнал, что к печати подготовлен большой сборник грузинских народных песен, куда вошли лучшие записи классиков грузинской музыки и новейшие материалы, собранные в советское время. С тех пор прошло почти двадцать лет, а сборник в свет так и не вышел.

Наряду с медленностью издания, хочу обратить внимание и на ошибочную практику одноязычных публикаций народного творчества. Ведь этим обедняется значение культуры данного народа; она замыкается в местных пределах, как будто художественные достижения армянского, грузинского, азербайджанского народов не имеют мировой ценности. Деятели старшего поколения всегда стремились наиболее широко популяризировать творчество своего народа. Поэтому материалы их сборников могли быть использованы даже зарубежными авторами. Почему же мы, обладающие несоизмеримыми возможностями, так себя непонятно ограничиваем? За последние годы, например, вышли второй этнографический сборник Комнтаса и два сборника Спиридона Меликяна, но все три – лишь с армянской подтекстовкой. Между тем при малейшей настойчивости вполне можно было бы добиться публикации и с понятным во всем Советском Союзе русским переводом.

В публикациях подчас можно наблюдать еще одну неправильность: односторонний подбор образцов, рождающий неверное представление об общем характере народного искусства. Например, если основываться на сборниках Сеида Рустамова, наиболее плодотворно работающего в Азербайджане над записью и публикацией народных песен, придется допустить, будто у азербайджанского народа, кроме танцевальных и лирических песен, не было никаких других – ни трудовых, ни обрядовых, ни колыбельных и т. п.

Сериал Сотня можно  бесплатно посмотреть на этом сайте в хорошем качестве. Здесь собраны все сезоны этого сериала.

Существенным достижением музыковедческой мысли Закавказья является то, что и здесь уже явственно обозначается стремление отойти от прежнего статического подхода к народному творчеству. Таковы, в частности, некоторые исследования Ш. Асланишвили, X. Кушнарева, Г. Чхиквадзе. Но, к сожалению, их труды в основном ограничены древностью и средневековьем. Прямым результатом этого является почти полная неразработанность в Закавказье вопроса о городской песне. Казалось бы, уже нет необходимости доказывать важность рассмотрения всех этапов развития народной музыки и, соответственно, ее видов и выразительных средств. Между тем здесь еще не до конца изжиты остатки того устаревшего подхода, согласно которому научную и эстетическую ценность имеет только старая крестьянская песня. Едва ли не единственным исключением был и остается Д. Аракишвили, всегда уделявший определенное внимание городской песне, хотя в своем недавнем опыте ее теоретического обоснования он и потерпел серьезную неудачу.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама