Многогранность таланта Д. Кабалевского

Из камерных произведений Дмитрия Борисовича надо выделить Второй квартет, Вторую и Третью фортепианные сонаты, сонатину до мажор. Очень интересны его 24 прелюдии для фортепиано. «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях»,– эти слова из «Записок» Лермонтова Кабалевский избрал эпиграфом к циклу. В каждой прелюдии он использовал русскую народную мелодию. Однако написанные им пьесы менее всего являются простыми обработками народных тем. Народные напевы преломлены сквозь призму творческой индивидуальности композитора. Широко пользуясь гармоническими и иными музыкальными средствами, он передает свое восприятие «поэзии народной», а не этнографические особенности песенного фольклора.

Мы говорили о тяготении Кабалевского к психологически насыщенным музыкальным образам. Показательно, что и в прелюдиях он создает образы психологического склада, стремится прежде всего запечатлеть внутренний мир человека. Элементы эпические, изобразительные, жанрово-бытовые здесь имеют место, но они подчинены основной задаче – передать то или иное настроение, чувство.

Прелюдии написаны очень пианистично, с широким применением богатейших возможностей инструмента – эмоциональных, виртуозных, темброво-колористических. Этими же достоинствами отличается также фортепианное рондо – на Первом конкурсе имени Чайковского оно как обязательный номер входило в программу всех участвовавших в нем пианистов.

Кабалевским написано много детских фортепианных пьес и детских песен. Многие из этих произведений хорошо известны нашим ребятам. Кабалевский умеет говорить с детьми языком музыки без искусственного подлаживания и снисходительных скидок «на возраст». И дети, слушая его музыку, видят в авторе старшего товарища, умного, внимательного друга.

Приятны и забавны юмористические песни Кабалевского на слова С. Маршака: «Мельник, мальчик и осел», цикл «Семь веселых песен». В этих музыкальных миниатюрах много заразительного веселья, колоритной музыкальной изобретательности. Так, в песне «Кораблик» музыка тонкими акварельными красками рисует игрушечный золотой кораблик, снующих по палубе матросов–мышат и капитана – утку.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189