Мусу Джалиля – татарский поэта-героя

Мы никогда не забудем Мусу Джалиля – татарского поэта-героя, поднявшего знамя антифашистской борьбы во вражеском логове. Не забудутся его пламенные стихи из «Моабитской тетради».

Родившейся под сводами самой страшной тюрьмы, какую только можно себе представить. Для Жиганова поэт Джалиль не только легенда, но и живой человек, товарищ по работе. На его либретто композитор написал две оперы.

«Мужественным борцам за мир» посвятил Жиганов оперу «Джалиль».

Бессметный образ поэта здесь почти все время на первом плане (это придает произведению черты монодрамы). Другие персонажи показаны силуэтно, они существуют, поскольку без них нельзя было бы вести сценическое повествование о главном герое. С ним связаны лучшие по музыке страницы произведения. Преобладающая роль в драматургии оперы принадлежит монологу – лирическому высказыванию. Не отказываясь от национального пятиступенного звукоряда (пентатоники), композитор не замыкается в нем, осваивая стилистику европейского мелоса, общераспространенной гармонии. Это положительная, прогрессивная черта творчества Жиганова.

Обращаясь к революционному прошлому, советские композиторы уже много раз останавливались на событиях памятного 1905 года. Среди опер последних лет – «Мать» Т. Хренникова (либретто А. Файко по Горькому). Она была поставлена в Большом театре. Т. Хренников остался верен себе: в «Матери», как и в предыдущих операх того же автора («В бурю», «Фрол Скобеев»), проявилось стремление композитора к бесхитростной эмоциональной распевности с опорой на очень распространенные бытовые интонации городского типа. Но если в первой опере Хренников использовал жанр «короткометражной», часто куплетной песни, то теперь композитор охотно пользуется более протяженными формами (часто монологическими). На обстоятельно выписанном музыкальном фоне рабочей городской окраины выделяется прежде всего образ матери. Этому персонажу, его душевному миру Хренников уделил наибольшее внимание. Наряду с песенными монологами и дуэтами Ниловны, Павла, Находки, Сашеньки, Весовщикова надо отметить массовые хоровые сцены, и прежде всего центральную сцену первомайской демонстрации.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189