Музыка Б. Лятошинского

…Тевтонские рыцари нападают на замок Литавора во время его сна. Гражина надевает доспехи мужа и смело идет во главе литовского войска навстречу врагу. Бой. Гражина смертельно ранена. Появляется Литавор, он одерживает победу над крестоносцами. Тело погибшей Гражины сжигают на костре. В пламени гибнет и ее муж, он добровольно обрек себя на смерть, чтобы искупить свою вину перед родиной.

Все эти трагические события воплощены в музыке Б. Лятошинского, вобравшей в себя отзвуки польского и литовского песенного фольклора.

Третья симфония (1954, вторая редакция), как и поэма «Гражина», раскрывает драматическое конфликтное содержание. Подобно многим другим советским композиторам, Лятошинский запечатлел в симфонии зловещие образы зла, разрушения, противопоставив им волю народов к миру и счастью. В этом сочинении вновь сказалось тяготение Лятошинского к экспрессии, эмоциональной приподнятости, патетике. Гармония часто становится терпкой; оркестровая звучность крайне насыщена. Композитор не отрывается от украинской народной песенности. Вместе с тем в его музыкальном языке есть много нового и необычного для украинской музыки.

Песенно-хоровые жанры всегда были в почете на Украине. За последние годы композиторами республики создан ряд песен и хоров о партии, о борьбе за мир, о молодежи, детях. Социалистический труд, знатные труженики страны – вот тема многих песенно-хоровых сочинений П. Майбороды, Г. Веревки. Свежие музыкальные краски нашел в своих хорах А. Кос-Анатольский. Уроженец Западной Украины, он передал особенности народного творчества западноукраинских областей. Привлекательны его хоры «От Москвы до Карпат», «Новая Верховина», «Встреча на поле». От очень простых и доступных песен до развернутых хоровых циклов («Женские портреты» А. Штогаренко), сложных полифонических многоголосных хоров (произведения Б. Лятошинского) – таков размах украинского музыкального творчества.

Есть обстоятельства, тормозящие рост музыки Украины. Об этом писали музыковеды и композиторы республики.

Такого рода недостатки проявляются также в творчестве зрелых композиторов. Оно иногда страдает бедностью выразительных средств, обилием штампов, общих мест; сказывается отсутствие смелого полета творческой мысли, подлинного новаторства; народнопесенный материал используется вяло, безынициативно. Некоторые музыковеды поощряют подобное творчество, как якобы вполне соответствующее требованиям реализма и народности. Здесь дает себя знать ограниченность художественного кругозора.

На Украине высоко ценят классические традиции и прежде всего традиции Лысенко, к творчеству которого относятся с особым благоговением. Это очень хорошо. Хотелось бы только, чтобы отношение к традициям стало более творческим, активным, чтобы в украинской музыке было больше смелых исканий.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189