Музыка балета

Музыка балета симфонична. Она передает любовный трепет и мощный страстный порыв, слепую злобу, вражду, трагическую гибель героев произведения. Симфоническая концепция «Ромео и Джульетты» родственна музыкальной драматургии Чайковского: мы имеем в виду столкновение и борьбу полярно противоположных сил – света и мрака, любви и ненависти. Эта борьба выражена драматическими контрастами, в которых чувствуется прекрасное понимание Прокофьевым природы театра. Укажем на гениальную сцену гибели Меркуцио. Этот чудесный жизнерадостный юноша умирает, а в его ушах как будто звенят отголоски веселого танца (тема фрагмента «Маски» из сцены бала). Танец в сцене смерти! Только крупнейшие художники прибегают к таким смелым приемам, вкладывая в них особенный драматический смысл.

Прокофьев – несравненный мастер музыкальных характеристик. В своем шекспировском балете он дал «портретную галерею»: Джульетта, Ромео, Лоренцо, Меркуцио, Тибальд, кормилица. Образы действующих лиц обрисованы на фоне народной жизни, быта того времени. Не прибегая к стилизации, всюду оставаясь самим собой, композитор тонко передал колорит эпохи. Он нашел музыкальные краски и для уличных сцен и для изображения аристократического бала.

Кантата «Александр Невский» – высшая точка прокофьевского эпоса. Это произведение выросло из музыки к одноименному фильму. Текст принадлежит В. Луговскому и С. Прокофьеву. В кантате семь частей. Их размеры сравнительно невелики. «Слов» немного, а сказано многое. Музыка кантаты, мелодически очень выразительная, отличается также красочной изобразительностью. Композитор пользуется приемами музыкальной пейзажной живописи (разоренная врагами Русь, картина Чудского озера, скованного льдом, «мертвое поле»); широко применены изобразительные возможности батального жанра. Укажем на такие важные колоритные детали, как колокольный звон – то тревожный, призывный, то празднично-ликующий – хоральное пение (крестоносцы).

Основным и важнейшим жанром в кантате является жанр песни – русской, раздольной. В руках Прокофьева она служит могучим средством музыкальной характеристики. Через песню показаны народ, дружинники Невского, девушка на мертвом поле.

По композиции кантата напоминает сюиту. Первая часть – «Русь под игом монгольским» – инструментальное вступление. Далее композитор противопоставляет друг другу два основных образа; доблесть и моральная сила русских ратников запечатлена во второй и четвертой частях, звериный облик врага – в третьей.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189