Музыка оперы романтична, мелодически богата

В опере Палиашвили Киазо, убивший Малхаза, шел искать смерти на поле боя. Потрясенный Миндия сам убивает себя.

Чувствуется рука опытного композитора-симфониста. О. Тактакишвили прибегнул к необычным приемам – ввел декламацию чтеца; невидимый для зрителей хор («голоса природы»).

После балетов С. Прокофьева, К. Караева, А. Мачавариани, никого уже не удивило то, что С. Цинцадзе написал балет «Демон» по Лермонтову. И все же возникали сомнения. С. Цинцадзе проявил себя как очень тонкий мастер камерной музыки. Удастся ли ему решить задачу столь больших, симфонических масштабов? Удастся ли воплотить образ Демона, вместивший в себя противоречивые порывы и чувства?

Балет С. Цинцадзе – талантливое, хотя и неровное сочинение. Критика отмечала, что композитору не вполне удалось выразить титаническую тему бунтарства; ее оттеснила любовная драма (нечто подобное произошло и в одноименной опере А. Рубинштейна). В балете много превосходной романтической музыки; но есть также уступки балетной рутине. В «космической феерии» (дивертисмент) и композитор и балетмейстер (имеется в виду тбилисская постановка В. Чабукиани) сделали уступку невзыскательным вкусам.

Понравились публике опера Ю. Мейтуса «Украденное счастье», балет Э. Бальсиса «Эгле, королева ужей». Этот перечень можно было бы продолжить. Мы радуемся успехам советского музыкально-театрального творчества. И снова задаем все тот же вопрос: ну, а современная проблематика, когда же она займет достойное место в наших операх и балетах?

Широкое общественное обсуждение оперы И. Дзержинского затронуло не только эстетические, но и этические проблемы. Говорилось о том, что композитор не счел нужным довести до конца работу над своей оперой – он дал театрам Москвы, Ленинграда, Киева черновую рукопись. Театрам пришлось «дорабатывать» произведение, делать то, что обязан был выполнить автор. В результате московская, ленинградская и киевская постановки – это три различных «музыкальных редакции», осуществленные с помощью «соавторов» (их имена обычно не публикуются на афишах). Они оркестровали за И. Дзержинского (в каждом городе по-разному), дописывали музыку, меняли композицию и драматургию. В спектакле Большого театра много места занимают диалоги без музыки; а в ленинградской постановке диалоги заменены речитативами, их сочинил концертмейстер. Автор, разумеется, обо всем этом знает. Но ему все равно: пускай другие люди дописывают и переделывают его скороспелое творение; оно от этого не ухудшится, может быть даже станет лучше! А главное – если кто-то оркеструет оперу, ее можно будет исполнить, в противном же случае опера так и останется неизвестной.

«Судьба человека» явилась поводом для того, чтобы еще раз напомнить об ответственности композитора, о том, каким должно быть его отношение к своему труду.

Изменилось ли положение в области песни? Существенных перемен здесь пока нет. Есть отдельные удачи, более или менее бесспорные. Общий же уровень песенного творчества оставляет желать лучшего.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189