Музыка передаёт чувства

В песне «Наша игра» (муз. А. Маневича, слова В. Гурьяна) передан образ веселых детей, играющих в летчиков, моряков, портных, поварят и т. д. Музыкальная характеристика одна и та же для всех персонажей. Их роднит общее чувство — выражение довольства, радости от своей принадлежности к людям труда. Музыка передает лишь общий строй жизнерадостных чувств. Литературный текст подсказывает более конкретно характер трудовых движений. Очевидно, поэтому песня вызвала у детей воспоминания о людях различных специальностей. «Матросы — они делают корабль» (Саша), «Про пилотов в песне поется — они водят самолеты в облаках» (Миша), «Про артистов — они поют и танцуют» (Марина). Дети вспомнили и о других специальностях, не упомянутых в песне. Они отметили радостный характер песни: «Люди радуются, что они работают» (Миша). Чтобы проверить первоначальный замысел детей, им было предложено подумать, кем каждый хочет быть, и затем исполнить движения, характерные для разных видов труда, по которым остальные должны догадаться об их замысле. Движения выполняются только под фортепьянное сопровождение (без пения, чтобы текст не подсказывал детям действия). Форма загадки, в которую облекалось задание, была выбрана нами преднамеренно. Это создавало, по нашему предположению, ту необходимую непринужденность, без которой действия детей были бы скованны. Они с увлечением разгадывали загадки. Но движения детей, которые загадывали, были неопределенны, схематичны, не уверенны. Так, Сережа хотел было лететь, но затем стал делать непонятные движения руками. Саша и Миша тоже летали, но применяли очень стереотипные движения. Лучше удались Зое и Ире движения портнихи и поварят, дети пытались найти самостоятельные решения замысла (вдевали нитку в иголку, кроили; мешали кашу и т. д.).

Чем же. объяснить, что из всех игровых образов, о которых поется в песне (в том числе таких, как действия пилотов, матросов, всегда привлекающих детей), дети наиболее оригинально передали образ портних и поварят? Очевидно, та условность движений, с которыми дети встречаются в зафиксированных музыкальных играх при передаче образов летчиков, моряков и т. д., сыграла свою отрицательную роль. Вернее, на данных этапах развития ребенка эти движения воспринимались им как самые нужные для воплощения своего замысла. У более старших детей возникает разрыв между наблюдаемыми в жизни интересными и сложными трудовыми действиями взрослых и тем условным обозначением этих действий, которыми дети овладели. Означает ли это, что ребенка не надо обучать условным движениям, и что они тормозят его развитие?


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189