Музыка хора

Эпический величавый хор «А было дело на Неве-реке» (вторая часть) – музыкальная повесть о победе Александра Невского над шведами. Она дышит оптимизмом, спокойной уверенностью. Мерный ритм оркестрового сопровождения подчеркивает повествовательный характер музыки. Хоровое изложение представляет собой диалог: хоровые группы (альты, тенора и басы), сменяя друг друга, ведут спокойный, неторопливый рассказ (прием этот очень подходит к эпическому складу песни: группы хора словно помогают друг другу вспоминать события прошлого). Сопрановая партия не использована вовсе; тембры альтов, теноров и басов придают музыке суровый мужественный колорит.

А вот другая музыкальная картина – вечевой колокол сзывает народ «на смертный бой, на грозный бой» (четвертая часть).

Музыка хора сочетает волнение и торжественность. Крайние разделы построены на прерывистых коротких мотивах; в среднем разделе звучит широкая плавная мелодия. Композитор использовал этот контраст, чтобы передать ощущение боевой тревоги и вместе с тем теплое чувство любви к родной земле.

В этих фрагментах Прокофьев продолжает традиции Бородина. Ясно чувствуется влияние эпических хоров из «Игоря». Оно – в былинной величавой распевности мелоса, в торжественности мощных гармоний и мерных, «увесистых» ритмов.

Яркие штрихи нашел композитор и для изображения крестоносцев (третья часть). Холодом могилы веет от жестких, мрачных гармоний оркестра. Впечатление усиливается монотонно-зловещим повторением одного звука (до-диез), хроматическими «ползучими» басами. Крестоносцы поют хорал – он звучит как символ фанатизма варваров, прикрывших свои доспехи монашеской рясой. Унылая рецитация на одном звуке вносит в музыку дух тупого автоматизма.

Пятая часть – «Ледовое побоище» – более протяженна по сравнению с предыдущими частями. Это симфоническая батальная картина, выполненная, главным образом, оркестровыми средствами. Если первые части представляли собой экспозицию основных действующих сил, то «Ледовое побоище» – разработка тематического материала кантаты. Вначале композитор рисует хмурое утро, суровый зимний пейзаж, напряженное ожидание битвы. Картину дополняют отдельные изобразительные детали (крик ворона, шелест внезапно налетевшего ветра). Слышится мерная ритмическая поступь. Это идут рыцари смерти. Здесь, как и в третьей части, хорошо передан оттенок мертвенного автоматизма. Музыкальное изображение сечи складывается из ряда эпизодов, отличающихся почти зрительной яркостью. Мы как бы видим «психическую атаку» крестоносцев, их столкновение с русскими дружинами. Переплетаются темы, характеризующие враждебные стороны; порывистый ритм (мчатся кони) чередуется с наигрышами скоморохов. Враг бежит, русские наступают; музыка становится радостной, веселой. В кульминационном эпизоде этой части Прокофьев достигает предельной драматической напряженности. Темы русских и крестоносцев звучат одновременно в разных тональностях. Такое соединение (политональность) – очень смелый прием. Политональные комбинации звучат крайне резко, так как на каждом шагу образуются сложные диссонирующие комплексы разно тональных звуков. В реалистической музыке политональность – весьма редкое явление. Прокофьев удачно воспользовался этим приемом, для того чтобы подчеркнуть конфликтность столкновения противоборствующих образов.

Крестоносцы разбиты наголову. Тихо, умиротворенно звучит заключение «Ледового побоища»: утреннее солнце, солнце победы восходит над многострадальной русской землей.

Достоинства этой части не только в ее живописности. Композитор вложил в нее глубокое идейное содержание, показал внутренний облик тевтонских захватчиков и русских патриотов, защищающих свою отчизну.

Мертвое поле» (шестая часть). Русская девушка идет меж трупов, оплакивая погибших воинов. В ночном морозном воздухе плывет мелодия,– в ней скорбь и любовь. Музыка этой части родственна некоторым страницам творчества Мусоргского.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189