Музыкальная драматургия Шестой симфонии Н. Я. Мясковского

Музыкальная драматургия Шестой симфонии в большой мере определяется противопоставлением образов первой части, с ее душевными бурями, и песенно-массовых образов финала. Мы знаем такие классические симфонии, где первая часть раскрывает личную трагедию страдающего человека, а финал утверждает образ народной радости (личное как (бы поглощается народным). Этот принцип лежит в основе Четвертой симфонии Чайковского. Но если Чайковский обратился к старой крестьянской песне «Во поле береза стояла», то Мясковский в финале Шестой симфонии воспользовался мелодиями революционных песен. Так тема личности и народа у Мясковского перерастает в тему личности и революции. Несомненно, что в те годы композитор не смог ее правильно решить. «Интеллигентская жертвенность», о которой говорил сам автор, критически оценивая спустя много лет замысел Шестой симфонии, определила преобладание скорбных, фатальных настроений. Тем не менее Шестая симфония вошла в историю советской музыки как художественный «документ эпохи», как одна из незабываемых страниц советского симфонизма.

Творческую перестройку Мясковского тормозили экспрессионистские тенденции, пережитки субъективизма, сказавшиеся, например, в Третьей фортепианной сонате, некоторых симфониях. Вероятно, самому автору впоследствии казалась странной мысль, обратившись к пушкинскому «Медному всаднику», вырвать из монументальной концепции этой великой поэмы один лишь эпизод– ’безумие Евгения, сделать его идейным центром одночастной Десятой симфонии. Такой типично экспрессионистский замысел, когда все творческие силы композитора концентрируются на изображении ненормального, патологического состояния человеческой психики, не мог не увести автора далеко в сторону от реализма.

Обратили на себя внимание фортепианные циклы Мясковского – «Причуды», «Пожелтевшие страницы», «Воспоминания». Многие из этих пьес окрашены в меланхолические или скорбные тона, выражают неотвязные тяжелые думы, мучительные переживания. Здесь, как и в симфониях Мясковского, сказались противоречия его сложного творческого пути. В цикле «Пожелтевшие страницы» есть выразительные и простые пьесы: они наполнены теплым, искренним чувством, не лишены черт русской песенности. Но в том лее сборнике мы находим фрагменты, отмеченные чрезмерной гармонической изощренностью (№ 5) и болезненностью, крайней остротой нервных порывов (№ 6).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189